В 1939 году из Гомельского краеведческого музея в недавно организованную в Минске Государственную картинную галерею была передана большая мраморная скульптура «Меркурий со свирелью», или «Меркурий-Аргусоубийца». Статуя представляет древнеримского бога Меркурия – вестника богов, проводника душ умерших в подземное царство Аида, покровителя торговли – и отсылает нас к «Метаморфозам» Овидия (2:708–832), где повествуется о том, как однажды Юпитер, пленившись красотой Ио, под покровом темного облака спустился к ней с Олимпа. Спасая девушку от ревности своей супруги Юноны, Юпитер превратил Ио в белоснежную корову. Увидев красивое животное и заподозрив обман, Юнона упросила Юпитера подарить ей корову. Завладев Ио, богиня тотчас же поручила стоглазому великану Аргусу охранять ее. Юпитер велел Меркурию освободить Ио. Сладкими речами и искусной игрой на свирели Меркурий усыпил Аргуса и отсек ему голову.

История бытования этого произведения полна загадок и, к сожалению, прослеживается лишь фрагментарно. До поступления в Государственную картинную галерею статуя находилась в гомельском дворце Румянцевых-Паскевичей. Не вызывает никаких сомнений её принадлежность к коллекции произведений искусства, собранной графом Иваном Фёдоровичем Паскевичем (1785–1856) и его сыном Фёдором Ивановичем Паскевичем (1823–1903). Об этом свидетельствуют записи в описях произведений искусства, хранившихся в гомельском дворце и, в частности, в Описях 1891, 1910, 1923–1930 и 1930-х годов. Опись 1923–1930 годов является единственным на настоящий момент упоминанием о происхождении данной скульптуры в коллекции гомельского дворца. Она сообщает, что «письменных документов нет, устно передается», что эта скульптура была приобретена графом Ф. И. Паскевичем в Италии.

Статуя является вольной копией с оригинала известного датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1768–1844), хранящегося в Музее Торвальдсена в Копенгагене (1818, мрамор, высота 174,5 см, инв. № A873). За право владеть произведениями этого прославленного мастера в XIX столетии боролись не только многие коллекционеры, но и сами европейские государи. Его скульптура «Меркурий со свирелью» 1818 года снискала особую популярность среди любителей искусства. Это заставило самого скульптора выполнить ряд авторских повторений (например, композицию 1829 года, входящую в коллекцию Национального музея в Кракове), а также породило целый ряд копий, которые, за невозможностью владеть оригиналом, охотно приобретались для своих коллекций европейскими собирателями. Именно к числу последних и относится композиция из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь.

На пьедестале скульптуры с тыльной стороны сохранилась четко читаемая надпись в две строки: Giuseppe Del Nero / scolpi in Carrara 1843, сообщающая имя, дату и место создания статуи. Как известно, Каррара была одним из крупнейших мрамородобывающих регионов Италии, а с момента учреждения здесь в 1769 году Академии художеств и одним из важнейших итальянских центров скульптуры. В XIX веке Каррара была местом, где располагались многочисленные скульптурные мастерские, в которых работали как местные мастера, так и приезжие скульпторы, использовавшие возможность приобретать здесь мрамор без торговых наценок на транспортировку.

Джузеппе дель Неро родился около 1780 года в Карраре и, согласно архивным данным, учился в конце XVIII века в Академии изящных искусств в Карраре. Позднее, в первой декаде XIX столетия, он продолжил свое обучение искусству ваяния в Риме в Академии святого Луки, где в марте 1810 года выиграл конкурс, исполнив скульптурное изображение обнаженной модели. В мае 1821 года Джузеппе дель Неро вернулся в Каррару и приступил к работе в местной Академии, получив титул профессора. В июле того же года он был предложен академическим собранием на место академика. Скульптор входил в состав академического собрания до конца 1850-х годов, когда в стенах Академии возникла конфликтная ситуация, в результате чего Джузеппе дель Неро был лишен права преподавания в ней. Можно предположить, что скульптор скончался после 1860 года, будучи зрелым и признанным мастером.

Композиция «Меркурий со свирелью» была выполнена в поздний период творчества Джузеппе дель Неро. Этим и объясняется то техническое мастерство, с которым исполнена эта скульптура. Произведений автора сохранилось не много – в коллекции Национального музея святого Мартино в Неаполе хранятся мраморные бюсты: «Портрет Франциска I Бурбона», «Портрет Марии Изабеллы, супруги Франциска I» и «Портрет Марии Терезы Австрийской, супруги Фердинандо II Бурбона», которые были выполнены дель Неро около 1825 года. Джузеппе дель Неро стал автором рельефа для постамента памятника Марии Беатриче д’Эсте Пьетро Фонтана (1782–1857), установленного в 1824 году на площади Альберика в Карраре. Таким образом, можно говорить о Джузеппе дель Неро как о портретисте и авторе аллегорических композиций. Наличие скульптуры «Меркурий со свирелью» в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь позволяет судить о нем еще и как о талантливом копиисте.

  • Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • вторник

    выходной день

  • Касса и Музейный магазин

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 18:30

  • четверг

    с 13:00 до 20:30

  • вторник

    выходной день

  • Минская область, Минский район, Острошицко-Городокский с/с, д. Околица
    ул. Ивановская, 17Б

  • среда - воскресенье

    с 10:00 до 17:00

  • Касса

    с 10:00 до 16:30

  • понедельник - вторник

    выходные дни