Выставка

Немецкая живопись и гравюра XVII – начала XX века

Немецкая живопись и гравюра XVII – начала XX века

Национальный художественный музей Республики Беларусь Главный корпус

С 31 августа 2020 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь будет экспонироваться выставка «Немецкая живопись и гравюра XVII – начала XX века».

Собрание немецкого искусства XVII–XXI столетий в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь включает в себя немало интересных, преимущественно живописных и графических произведений. Выставка «Немецкая живопись и гравюра XVII – начала XX века» призвана не только познакомить зрителя с произведениями мастеров немецкой школы в коллекции музея, но и продемонстрировать развитие и эволюцию искусства этой страны на протяжении трех веков.

Среди живописных экспонатов выставки – парадные портреты композитора и мецената, человека, имя которого неразрывно связано с культурой Беларуси, – Михала Казимира Огинского (1730–1800) кисти дрезденской художницы Анны Розины Лишевской (Лисевской) (1713–1783) и владельца имения Романово Оршанского уезда Могилевской губернии Алексея Дондуковича Дондукова (около 1734–1781) известного портретиста XVIII века Фридриха Гартмана Баризьена (1724–1796), а также так называемые «рембрандтески» – произведения, созданные под влиянием великого голландца, особо популярные в XVIII столетии.

Помимо портрета в немецком искусстве первой половины XVIII века ведущее место занимала декоративная живопись. Известный автор монументальных росписей, южно-германский живописец Иоганнес Цик (1702–1762) на выставке представлен композицией «Юдифь и Олоферн». С творчеством одного из выдающихся немецких художников XVIII столетия Даниэля Ходовецкого (1726–1801) в экспозиции знакомит живописное полотно «Менуэт в парке».

Одним из популярных в немецком искусстве был батальный жанр, который на выставке представлен произведениями Иоганна Фридриха Зейпеля (вторая половина XVIII – начало XIX века) («Баталия»), Карла Фридриха Шульца (1796–1866) («Привал») и Вильгельма Александра Мейерхейма (1815–1882) («Возвращающиеся фуражиры»).

Со времен Возрождения гравюра является одним из популярнейших видов изобразительного искусства Германии. Произведения известного немецкого гравера Мельхиора Кюзеля (1626 – около 1683) – наиболее ранние экспонаты коллекции немецкой графики музея.

Крупнейшими мастерами немецкой репродукционной графики XVIII века были Георг Фридрих Шмидт (1712–1775) и Жан Георг Вилле (1715–1808). На выставке представлен целый ряд репродукционных гравюр, воссоздающих живописные оригиналы, принадлежащие кисти как французских, так и голландских художников, таких как Андриан ван Остаде (1610–1685), Габриэль Метсю (1629–1667), Герард Тербох (1617–1681), Каспар Нетшер (1635/1636–1684), Давид Тенирс Младший (1610–1690).

Кроме репродукционной гравюры, в немецкой школе XVIII столетия важное место занимает гравюра, создаваемая гравером по собственному рисунку. Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих (1712–1774) – живописец, рисовальщик, гравер – был крупнейшим мастером авторской гравюры. Среди представленных на выставке произведений Дитриха – блестящие композиции «Торговец галантерейными товарами», «Венгерский продавец крысиного яда», «Странствующие музыканты», «Два медвежьих поводыря», выполненные в духе голландских мастеров, а также пейзажи, созданные им в период путешествия по Италии.

Помимо Берлина, двумя крупнейшими художественными центрами, взрастившими не одно поколение немецких граверов, были начиная с XVI века Аугсбург и Нюрнберг. Одной из известных аугсбургских семей граверов и художников была семья Хертелей. С Аугсбургом связано имя и Иоганна Элиаса Ридингера (1698–1767) – известного немецкого живописца-анималиста, рисовальщика и гравера.

Вторым крупным центром гравюры в Германии в XVIII столетии был Нюрнберг. На выставке экспонируются произведения двух нюрнбергских мастеров – Иоганна Христофа (Яна Христофа) Дитша (1710–1769) и Иоганна Юстина Прейслера (1698–1771).

В XIX веке одним из важнейших жанров, привлекающим к себе интерес граверов, становится портрет. Внимание к человеку, его внутреннему миру, попытка передать не только внешнее сходство, но и духовное состояние модели, нашли свое отражение в прекрасных образцах гравированного портрета XIX столетия, созданных такими известными мастерами, как Иоганн Фердинанд Кретлов (1767–1842) («Портрет графа Станислава Потоцкого»), Фридрих Енцен (1804–1875) («Портрет князя Михаила Семеновича Воронцова»), Вильгельм Лейбль (1844–1900) («Портрет матери»; «Портрет доктора Юлиуса Майра»).

Начало XX века – время разнообразнейших направлений в изобразительном искусстве, бесконечных поисков и многочисленных творческих объединений художников. Среди произведений немецких мастеров гравюры, работавших на рубеже XIX–XX вв., особого внимания заслуживают работы Кете Кольвиц (1867–1945) («На поле битвы»), Макса Либерманна (1847–1935) («Обнаженный всадник на пляже») и Макса Слефогта (1868–1932) («Танцовщица Мариетта ди Ригардо») – представителей немецкого импрессионизма и югендстиля.

Выставка «Немецкая живопись и гравюра XVII – начала XX века из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь» организована при поддержке многолетнего партнера музея – Посольства Федеративной Республики Германия в Республике Беларусь.

  • Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • вторник

    выходной день

  • Касса и Музейный магазин

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 18:30

  • четверг

    с 13:00 до 20:30

  • вторник

    выходной день

  • Минская область, Минский район, Острошицко-Городокский с/с, д. Околица
    ул. Ивановская, 17Б

  • среда - воскресенье

    с 10:00 до 17:00

  • Касса

    с 10:00 до 16:30

  • понедельник - вторник

    выходные дни