Выставка

«Всегда готов, храбрствуя…». Художник и образ. Прориси и иконы XVIII–XIX вв.

«Всегда готов, храбрствуя…». Художник и образ. Прориси и иконы XVIII–XIX вв.

Национальный художественный музей Республики Беларусь Главный корпус

В Национальном художественном музее Республики Беларусь открывается выставка «Всегда готов, храбрствуя…». Художник и образ. Прориси и иконы XVIII–XIX вв., которая представляет произведения из коллекции Ветковского музея старообрядчества и народных традиций имени Ф.Г. Шклярова.

Название выставке дали строки из молитвы Ангелу Грозному, написанной на обгорелом листке XVII в. с прорисью архангела Михаила-воеводы.

Ветковский музей обладает уникальной коллекцией прорисей – контурных рисунков, скопированных с оригинальных икон. Их возраст охватывает историю крупного старообрядческого центра, известного как Ветка – Стародубье: от XVII по XX в. Сами же образцы могли быть и старше. Прориси делались в один-три цвета: чёрным прорисовывались контуры, красным и охряным  пробела, охрение, движки. Затем рисунки переводились на левкас иконной доски и процарапывались иглой-графьей. Собрание рисунков в виде книги составляло иконописный «подлинник». Древнюю традицию сохраняли старообрядцы. С XIX в. рисунки стали собирать коллекционеры (например, «Строгановский лицевой подлинник графа Строганова», 1869). Местный подлинник передавался по наследству иконописцами и никогда не публиковался. Он, а также уникальная рукопись «Гомельский толковый иконописный подлинник» представлены на выставке рядом с оригинальными материалами иконописания. Иконы воплощают образы святых мужей.

Две традиции старообрядческой иконописи – ветковская поповская и поморская беспоповская – представляют различие в отношении к чтимому образцу и в способах его воплощения. Парадокс: самый знаменитый поморский художник Гавриил Ефимович Фролов (1854–1930) происходит из слободы Митьковка Черниговской губернии, из самого старообрядческого «космоса» Ветки – Стародубья. Недаром иконы мастера есть в собрании Ветковского музея. История династии семьи Фроловых стала поводом для экспедиции музейных сотрудников в Эстонию.

В 43-й главе «Стоглава» (1551) предлагалось «писать образ по образу и по подобию по существу, смотря на образ древних живописцов, и знаменовати с добрых образцов». Прориси содержали неизменный канонизированный иконографический образ. Однако сравнение прорисей и икон ветковского и поморского письма представляет творческий процесс изнутри: живописные композиции по-разному и существенно развивают канонические образцы.

Ветка, достигнув расцвета в XVIII в., славилась мастерами-иконописцами далеко за своими пределами. Она вдохновила появление в будущем иных локальных иконописных школ «по всему старообрядческому миру», куда мигрировали местные мастера и перевозили готовые произведения сакрального искусства.

Прорись как часть технологического процесса рождения иконы, безусловно, символична сама по себе. Она дает возможность мастеру творить изнутри той мощной многовековой традиции, которая только и способна удержать и представить образ невидимого духовного мира, но при этом столь же реального, как и физический. Прорись представляла собой воздушный абрис, очертания, которые облекались иконописцем в плоть красочного слоя  и осуществлялось Богоявление!

  • Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • вторник

    выходной день

  • Касса и Музейный магазин

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 18:30

  • четверг

    с 13:00 до 20:30

  • вторник

    выходной день

  • Минская область, Минский район, Острошицко-Городокский с/с, д. Околица
    ул. Ивановская, 17Б

  • среда - воскресенье

    с 10:00 до 17:00

  • Касса

    с 10:00 до 16:30

  • понедельник - вторник

    выходные дни