Реставрационные работы с 1957 года выполнялись художниками-реставраторами реставрационной мастерской музея – Дмитриевым Б.М., Куйчиком Н.Н., Хоронеко В.С., Степаненко С.В.
Особо сложные реставрационные работы проводились реставраторами городов Ленинграда и Москвы. В период с 1952, 1954 по 1975 годы было отреставрировано и раскрыто от поздних записей большое количество произведений древнебелорусской живописи.
Нередко реставрационные работы выполнялись российскими реставраторами в Минске, в стенах музея, что давало возможность музейным реставраторам непосредственно наблюдать и обучаться специальности реставратора.
Основной объем реставрационных работ древнебелорусской полихромной скульптуры и живописи выполняется реставраторами высшей категории Шпунтом А.С. и Журбеем П.Г. Технологические особенности, свойственные произведениям древнебелорусского искусства, часто требуют неординарных методов и подходов в выборе материалов и приемов реставрации. Решение их способствовало формированию национальной школы реставрации.
Дата основания реставрационного отдела относится к 1989 году. Его первым руководителем был Веденев Н.Н., реставратор станковой масляной и темперной живописи. С 1996 по 2008 год научно-реставрационный отдел возглавляла Татьяна Васильевна Горовец. С 2008 года научно-реставрационный отдел возглавляет Аркадий Самуилович Шпунт.
На сегодня в отделе работают 18 специалистов, имеющих высшую, первую и вторую категорию художника-реставратора по реставрации станковой масляной и темперной живописи, полихромной скульптуре, произведений искусства из текстиля, фарфора, кожи, рам, произведений искусства графики. Они прошли стажировки в реставрационных центрах Ленинграда, Москвы и в Польше.
Научными сотрудниками отдела проводятся технико-технологические и рентгенологические исследования живописи. Они участвуют в экспертизе и атрибуции произведений искусства, в совместных проектах по внедрению новых технологий в консервационно-реставрационные процессы.
Результатом совместной деятельности с Институтом физики им. Б. Степанова НАН Беларуси стало создание установки и разработки методики по очистке произведений искусства из бронзы и других металлов методом лазерной очистки.
Материалы исследований и открытий, сделанные сотрудниками научно-реставрационного отдела, опубликованы в сборниках конференций по реставрации и в Сообщениях Национального художественного музея РБ.
Реставрация:
Икона «Рождество Богородицы», XVIII в.
Дерево, левкас, темпера, резьба
139х104
Реставратор – Шпунт А.С.
При поступлении иконы в реставрацию живопись находилась под слоем профилактических заклеек, потемневшего лака и загрязнений. Имелись многочисленные утраты авторской живописи. Икона представляла собой почти утраченное произведение искусства.
В процессе укрепления живописи, удаления загрязнений и потемневшего лака, подведения реставрационного грунта, выполнения тонировок и нанесение лака удалось достаточной полно восстановить если не саму живопись, то хотя бы авторскую идею.
Рождество Иоанна Предтечи с Усекновением главы
Бронза, литье, рельеф
14,2х12,4
Реставратор – Горовец Т.В.
Поступила на реставрацию с общими загрязнениями. В верхней части иконы по горизонтали – следы проходящих коррозийных процессов бронзы.
Для их удаления было решено применить лазерную очистку.
На образовавшиеся коррозийные слои наводилось лазерное излучение, которое поглощалось продуктами коррозии и они, нагреваясь, испарялись. Поверхность была очищена, сохранена благородная патина.