В экспозиции будет представлено около 60 живописных произведений художника из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь и семьи мастера.
2023 год стал юбилейным для народного художника Беларуси Гавриила Харитоновича Ващенко – яркой фигуры белорусского изобразительного искусства. Начало года ознаменовалось открытием в Республиканской художественной галерее «Дворец искусств» экспозиции «Династия», где были представлены знаковые работы Г. Х. Ващенко из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь, Национального центра современных искусств Республики Беларусь, из коллекции семьи художника, а также произведения его сына Константина Ващенко и внучки Ангелины Ващенко. В марте в Художественной галерее Полоцка (филиале Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника) прошел проект «КРЫЛЫ», представляющий живописные и графические работы Г. Х. Ващенко из коллекции семьи художника. В день рождения мастера 20 июня была открыта масштабная выставка его творчества в гомельской Картинной галерее, носящей имя художника.
Выставочный проект «Полесский исполин» в стенах Национального художественного музея Республики Беларусь является превосходным завершающим аккордом юбилейного года маэстро. Перед кураторами проекта стояла интересная задача. Делать ретроспективную выставку художника одновременно и сложно, и просто. Всегда есть вероятность однозначности и прямолинейности в прочтении темы… Однако богатство и многогранность творческого наследия Гавриила Ващенко позволяет избежать таких подводных камней. В проекте «Полесский исполин» делается акцент на демонстрации его живописных произведений из фондов музея.
Полесье для народного художника Беларуси Гавриила Харитоновича Ващенко – не просто воплощение понятия «малой родины». В контексте данного выставочного проекта определение «родной край» рассматривается не только как место, где прошло детство человека. Тут Полесье звучит мощным гимном человеку и природе. Гавриил Ващенко в свое время открыл для белорусского изобразительного искусства Полесье, место, где сохранилась аутентика, уходящая корнями в прошлые столетия. Его эпические и одновременно пронзительно лирические пейзажи разных лет сравнимы с монументальными росписями и гобеленами. В представленных картинах ясно прочитывается манера письма Гавриила Ващенко, ставшая «визитной карточкой» художника. Его творческий почерк сочетает в себе традиции белорусской иконописи и фресковой живописи с современным монументальным искусством, основателем и первопроходцем которого, собственно, и являлся Гавриил Ващенко.
Гавриил Ващенко поистине был исполином в изобразительном искусстве. Он мыслил масштабно, жил масштабно, чувствовал пульсирующий нерв самого бытия… Лучшие его произведения (будь то сюжетно-тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт) воплотили целую эпоху с ее поисками идеалов и болезненными разочарованиями, сложными общественными изменениями и человеческими трагедиями. Обращаясь к актуальным темам своего времени и тому, что лично его волновало (трагедия Великой Отечественной войны, чернобыльская катастрофа, мифологическая и христианская тематика и др.), Гавриил Ващенко избегал их лобового прочтения, искусственных сцен, излишней повествовательности. Мастер всегда воплощал это через иносказательные, аллегорические, условно-мифологические образы, в основу которых положен философский смысл, аналитическое восприятие действительности, создание обобщенной и символической картины.
«Признание дает только одно преимущество: оно запрещает работать хуже, чем можешь. И напротив: вынуждает работать лучше, чем можешь» - так говорил маэстро… и каждый раз доказывал это миру, но, прежде всего, себе…
Работа выставки продлится до 4 февраля 2024 года.
Кураторы: Светлана Васильевна Кот, заведующая отделом белорусского искусства ХХ–ХХI вв., Наталия Леонидовна Селицкая, ведущий научный сотрудник отдела белорусского искусства ХХ–ХХI вв.