Реалистическое видение натуры и определенная сюжетная основа с самого начала стали той призмой, через которую художник выражал свое отношение к красоте окружающего мира. Такому выбору Вячеслава Шамшура способствовало обучение на художественно-графическом факультете Витебского пединститута (ныне – университет им. П. М. Машерова) у убежденных сторонников реалистического искусства, известных графиков и живописцев, таких как Г. Ф. Кликушин, И. М. Столяров, А. В. Гаврушко.
Уже с начала 1990-х годов Вячеслав Шамшур все больше внимания уделял технике пастели, которая приобрела новое звучание, живописную декоративность и подчеркнутую динамику.
В творчестве мастера постепенно выработалась система излюбленных тем и мотивов, что можно увидеть в композициях, представленных на выставке «В гармонии душевности и теплоты».
Например, значительная часть работ Вячеслава Шамшура посвящена Миорщине, краю, где родился и вырос художник. Земля, о которой он пишет с такой любовью, для него тождественно связана с родословной.
Серия композиций о Браславщине тематически связана с миорским пейзажем. Самобытная красота водного «зеркала» нередко становится лейтмотивом в пейзажах художника. В ряде работ Вячеслава Шамшура дорога, ведущая куда-то далеко, предстает почти символично. Эти композиционные приемы, а также изображения деревенских домов, бань, мотивы сельской жизни, особенно излюбленные художником, придают сюжетность его произведениям, нередко превращаются в их образные доминанты.
В творчестве Вячеслава Шамшура можно говорить об особой поэтике городского пейзажа. И это не только пейзажи Витебска, хотя они доминируют в его последних композициях. Город у художника своеобразен, здесь нет шума и суеты, беспокойных современных ритмов и урбанистических знаков, скоростных транспортных и интенсивных людских потоков, здесь чаще преобладает размеренное движение времени, довольно провинциальный дух и какая-то предельно поэтичная мелодичность городского мотива. Не однажды художник обращался к изображению городских пейзажей с видами знаменитых витебских храмов, к созданию композиций, где пытался передать своеобразную красоту витебских двориков или самобытную индивидуальность витебских бань.
Мир чувств и настроение в работах Вячеслава Шамшура всегда отличаются особой душевностью и теплотой. В их гармонии рождается общая атмосфера, тональность большинства художественных образов в его композициях. Каждое его произведение – это чаще всего поиск нового композиционного приема, ритмических движений и колористической интонации, что придает работам Вячеслава Шамшура особую привлекательность.
Родился 20 августа 1942 года в селе Птицкие, Миорский район, Витебская область.
Окончил художественно-графический факультет Витебского государственного педагогического института (1970), аспирантуру Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР (1978). Кандидат искусствоведения (1980), профессор (1993). С 1970 г. преподает в Витебском государственном педагогическом институте (ныне – университет им. П. Машерова). С 1986 по 2005 год был заведующим кафедрой искусств, с 2006 г. – профессором кафедры дизайна. С 2010 г. – профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики.
Исследует историю белорусского искусства первой половины ХХ века, творчество современных художников Витебска. Автор монографии «Празднества революции» (Мн., 1989), учебного пособия «Лінарыт. Мастацтва і тэхніка» (Мн., 2000), главы в «Гісторыі беларускага мастацтва» (т. 4, Мн., 1991), статьи в «ЭЛіМБел», научных журналах, периодических изданиях.
Работает в различных техниках станковой графики. Основные работы выполнены в техниках линогравюры и пастели. С 1986 года регулярно участвует в художественных выставках. Член Белорусского союза художников с 1993 года. Участник множества пленэров, в том числе международного художественного пленэра «Восток-Запад» в Горлице (Польша) (2000, 2004, 2011), республиканских пленэров, посвященных Ю. Короткевичу (2005), Р. Бородулину (2006 ), Н. Орде (2006), Я. Дроздовичу (2007), В. Быкову (2008, 2012, 2013), И. Хруцкому (2008), Я. Барщевскому (2009), Э. Плятер (2010).
Награжден почетными грамотами Министерства образования БССР (1982), Администрации Первомайского района г. Витебска (1997), Белорусского союза художников (1998). Присвоено звание «Отличник народного образования БССР» (1983). Награжден специальной премией Полоцко-Витебской епархии за лучшие произведения искусства, посвященные духовному возрождению человека (1992).
Кураторы выставки – Светлана Кот, заведующий отделом белорусского искусства ХХ-ХХІ вв. Национального художественного музея Республики Беларусь; Наталья Селицкая, ведущий научный сотрудник отдела белорусского искусства ХХ-ХХІ вв. Национального художественного музея Республики Беларусь
Выставка продлится до 23 октября 2023 года