Проект «Возвращенные шедевры»
Он был призван отметить те произведения из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь, тогда Государственной картинной галереи в Минске (1939–1941), которые в 1941 г. и во время оккупации Минска были вывезены нацистами в Германию для создания музея фюрера в Линце – родном городе Гитлера – и вернулись на родину в конце 1940-х гг.
В канун широкомасштабных военных действий в Европе нацистское правительство составило специальную программу по конфискации культурных и художественных ценностей в завоеванных странах. С 1941 г. имперским министром оккупированных восточных территорий стал рейхсляйтер А. Розенберг. В соответствии с этой программой им были созданы различные общества и организации, по заданию которых специалисты высокого ранга выезжали в оккупированные страны для составления списков оценки, инвентаризации, а главное, вывоза чужого национального достояния – наиболее ценных коллекций и предметов, подлежащих конфискации.
События, происходившие в Минске в 1941 г. в Государственной картинной галерее, свидетельствуют о том, что это собрание интересовало немцев и причислялось к ряду больших и ценных. Здание галереи по ул. К. Маркса, 29 уцелело в дни первых бомбежек и пожаров летом 1941 г. Однако помещения служили по большей части для расквартирования немецкой дивизии. Многочисленные ценные картины были изъяты Вермахтом для украшения офицерских клубов и т. п. Значительный остаток картин был складирован в темной комнате на первом этаже в ожидании доставки в Кёнигсберг.
Желающих присвоить минские коллекции среди различных ведомств оккупантов было слишком много, и между ними существовало соперничество. Лучшие предметы прикладного искусства и картины, как свидетельствуют документы, были конфискованы оккупационными властями города. Ценные коллекции отправлены в рейх и в Кёнигсберг.
К сентябрю 1941 г. собрание Картинной галереи было практически рассеяно. Многое было вывезено офицерами Вермахта в неизвестном направлении, кое-что осталось в немецких организациях в Минске. Чудом сохранились в уцелевшем здании галереи три деревянные скульптуры минского скульптора А. Грубе, которые не смогли уничтожить фашисты из-за их слишком больших размеров, и из-за своего неподъемного веса осталась нетронутой мраморная скульптура Меркурия, считавшаяся работой Б. Торвальдсена и переданная в столицу БССР из дворца Румянцевых-Паскевичей в Гомеле в 1939 году.
Собрание галереи перестало существовать, и его утрату можно назвать невосполнимой. Судьба довоенной коллекции Государственной картинной галереи до сих пор неизвестна. Поиск ее затруднен отсутствием инвентарной книги или полного каталога довоенных экспонатов музея, что могло бы являться безусловным доказательством принадлежности государственному собранию Музейного фонда БССР.
Тем не менее, некоторые шаги по учету и поиску утраченного были предприняты еще в ходе военных действий и в последующие годы. Уже в 1944 году по поручению правительства исполняющий обязанности директора галереи Е. В. Аладова и московский исследователь Н. Г. Машковцев составили опись – документ на 89 страницах, основанный на сведениях из каталогов выставок, статьях, актах передачи в Государственную картинную галерею из музеев Москвы и Ленинграда, воспоминаниях сотрудников. Короткие данные по Государственной картинной галерее белорусскому правительству были предоставлены ею же за подписью П. Пестрака, начальника Управления по делам искусств при Совнаркоме Белорусской ССР (1943–1945), на основании Акта осмотра здания галереи.
В «Описи музейных ценностей, увезенных гитлеровцами в Германию и в страны ее сообщников и уничтоженных в результате разбойничьих действий» 1944 года, составленной вернувшимися из эвакуации музейными сотрудниками, значатся 223 произведения русской живописи, 32 – западноевропейской, мебель из «Синей спальни» Александра II в Зимнем дворце, 60 икон XVI–XVIII веков, 89 произведений скульптуры, 48 слуцких поясов, 480 предметов русского фарфора, 800 – западноевропейского, 30 предметов старинного уречского стекла, 200 «постилок» ручной работы белорусских ткачих, сотни произведений белорусских художников конца XIX – начала XX века.
После окончания войны в Германии союзными войсками было найдено более 1500 тайников музейных экспонатов из Германии и других стран. Они обнаруживали ценности в тайных хранилищах, замках, шахтах Баварии и отвозили в пункты сбора в Мюнхене, Оффенбахе, Висбадене. Оттуда на основании карт специального требования («деклараций»), которые заполнялись сотрудниками Отдела репараций и снабжения Советской военной администрации в Германии (СВАГ), ценности СССР передавались в склад Derutra в Берлине.
К 24 октября 1947 г. на склад был передан и погружен в 19 вагонов 2391 ящик с ценностями. Вагоны шли в Пушкин, Новгород, Киев, а два вагона со 182 ящиками отправились в Минск. Изучение и решение дальнейшей судьбы возвращенных в СССР культурных ценностей заняло несколько лет. Подробная инвентаризация с определением стоимости каждого экспоната была проведена специальной комиссией в Минске на основе созданного в 1944 году Музея истории Великой Отечественной войны.
Документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Беларусь (в фонде № 790 «Комитет по культурно-просветительским учреждениям при Совете Министров БССР»), позволили приоткрыть завесу над этой важной трагической страницей истории музееведения и белорусской культуры в целом. Эти документы бесценны для музейного дела. Они включают опись ящиков, отправленных в Минск, поступивших со склада Derutra и переданных уполномоченному Совета Министров БССР М. О. Кальницкому как собственность Белорусской ССР.
Все исторические и культурные сокровища, поступившее в декабре 1947 г., долгое время хранились в фондах Музея истории Великой Отечественной войны и оттуда были переданы в конце 1940 – 1960-е гг. в Государственный музей БССР (1957) и Государственную картинную галерею БССР, восстановленную в 1944 году.
Какая часть вывезенного довоенного художественного наследия вернулась в Беларусь? Что было в ящиках? Ответ на вопросы дает в первую очередь справка «Основные музейные коллекции и коллекции, возвращенные из Германии советской военной администрацией в ноябре 1947 г.», за подписью заведующего музейным отделом Комитета по культурному наследию при Совете Министров БССР В. Л. Венюкова.
На родину вернулись только некоторые экспонаты белорусской культуры из фондов Государственной картинной галереи:
– икон, среди которых были чрезвычайно ценные произведения древнебелорусского искусства (иконы могилевской школы и др.);
– собрание древнебелорусской деревянной культовой резьбы XVII–XVIII вв.;
– прикладное искусство – мебель, фарфор и бронза (поступили в сильно поврежденном состоянии и требовали реставрации);
– значительная коллекция рода Радзивиллов (более 50 портретов);
– некоторое количество произведений белорусских художников, в основном 1920-х и 1930-х годов, М. Филиповича, В. Суховерхова, М. Моносзона, М. Беленицкого, Л. Лейтмана, а также работы более старых художников: Ю. Пэна, Л. Альперовича, А. Бразера, Я. Кругера;
– церковная утварь, в основном XVII–XVIII вв., в сильно поврежденном состоянии;
– часть произведений художников русской школы, принадлежавших до войны Государственной картинной галерее (И. Левитан, А. Архипов, А. Головин, М. Башилов и др.).
К сожалению, в Государственную картинную галерею вернулась только малая часть собранных в довоенное время предметов, около 500 из 2711, приблизительно шестая часть коллекции. И лишь десятая часть из них – около 50 возвращенных работ – вошла в современную экспозицию музея.
Эти уникальные экспонаты отмечены специальной надписью: «Возвращенные шедевры с “красными звездами”» – эмблемой Красной армии, победительницы фашизма. Звезда символизирует благодарность потомков за возвращение художественного наследия.
Отмеченные работы – настоящие «звезды» нашего музея – входят в число наиболее ценных экспонатов. Сотрудники музея уделяют им особое внимание на экскурсиях, рассказывая их непростую военную историю.
В целом проект позволил посетителям погрузиться в драматическую военную историю музея первой половины ХХ века, увидеть и по достоинству оценить наиболее ценные из многочисленных музейных экспонатов, относящихся к довоенной коллекции.
Куратор проекта – ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской работы Национального художественного музея Надежда Усова
Фотографии – Надежда Баркун
Оформление – Катерина Шитикова