На выставке будут демонстрироваться не только законченные полотна, но и этюды, наброски, которые в большинстве своём не экспонировались прежде. В таком формате выставка смогла состояться благодаря дару, поступившему в музей в 2018 году от Ирины Габбасовны Рашкевич, свояченицы художника, ставшей единственной наследницей семьи Казаковых. Она увеличила музейную коллекцию на десятки произведений Бориса Казакова и «создала» небольшое собрание работ его сына Ивана (1975—2003), что дало возможность показать на этой выставке творчество обоих – зрелого, цельного мастера и молодого художника, которому не было суждено обрести вполне определившийся творческий облик.
Представленные на выставке произведения Бориса Казакова созданы в 1959—2007-х годах, в основном же – в 1970—1990-е. Художник был и остался одним из самых значимых мастеров своего поколения в белорусском искусстве. Это определялось как содержательной, так и формальной сторонами его творчества. Борис Иванович умел в кругу традиционных для советского и постсоветского искусства тем, сюжетов и образов найти непривычные ракурсы, способы подачи, смысловую и эмоциональную остроту. Думающий и ищущий, созерцательный и серьёзный, «взыскующий» правды и высокой правды, надеющийся сказать своё слово в искусстве и слово веское, значимое – таким был этот мастер.
В 1970-е годы заметно расширился круг традиций в искусстве, к которым обращались художники в поисках творческих единомышленников. Борису Казакову близкими оказались мастера Северного Возрождения, американский художник Эндрю Уайет. Объединяет этих живописцев стремление и умение показать красоту и поэзию мира без его идеализации, увидеть в обыденном сущностное, высокое. И форму Борис Казаков находил для изображения повседневного и неброского достаточно эффектную – контрасты света и тени, цветовую насыщенность и декоративно-символическое звучание цвета. Кроме того, сама техника наложения краски, обработки живописной поверхности сознательно и тщательно разрабатывалась художником и была названа им «стереоживописью». В результате его картины представляют собой не только образное целое, но и своего рода вещь, тщательно отделанную, завершённую во всех составляющих. Порой поверхность его картин напоминает зернь, порой чеканку, что создаёт, кроме фактурно-выразительных, дополнительные светоцветовые эффекты. («Хорошая картина как город, который нельзя построить разом, но чем дальше и внимательнее она создаётся, тем она содержательнее»).
Образный строй полотен, средства выразительности, выбор тем и сюжетов свидетельствуют, что Борис Иванович Казаков был преимущественно художником драмы и трагедии. Это, очевидно, связано не только с его мировоззрением («Материализация и овеществление моей души – мои работы»), но и опосредованно с его деятельностью сценографа, с которой начиналась его творческая жизнь. В работах художника соединяются любование, упоение красотой мира и понимание неотъемлемой драматичности, трагедийности этой жизни, что делает их неоднозначными, многоплановыми, более глубокими. Ряду произведений Бориса Казакова свойственна особая музыкальность, которая вызывает в памяти некоторые созвучия Баха.
Представленные на выставке этюды и картины, как «корни и крона» – фиксация жизненных впечатлений, настроений через визуальные образы и многоплановые, продуманные, тщательно отделанные произведения «для публики», как правило, непритязательная, но точная. Экспонирующиеся этюды, создававшиеся на протяжении полувека, хранят непосредственность и диапазон чувств художника, его живой, первозданный интерес к тому или иному мотиву.
Куратор выставки – Войцеховская Валентина Владимировна, ведущий научный сотрудник отдела белорусского искусства ХХ-ХХІ вв.
Работа выставки продлится
до 19 июня 2022 года