Леонид Щемелев (1923–2021), народный художник Беларуси, лауреат Государственной премии БССР, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства, оставил большое наследие зарисовок, набросков, эскизов к своим произведениям, это портреты, натюрморты, интерьерные и сюжетные композиции, автопортреты и пейзажи. Одной из характерных черт эскизных работ является наличие записей на полях о цвете красок для будущих живописных картин, детализированных фрагментов изображенной натуры, что свидетельствует о постоянном поиске, вариативности и желании улучшить композицию. Мастер не прибегал к нарочитой детализации изображения, беглый рисунок отражает самые существенные наблюдения, особенно это чувствуется в пейзажных зарисовках, где изображены белорусские просторы. Тема родной земли, природы и традиций основополагающая в творчестве Леонида Щемелева. Простые сюжеты всегда наполнены ощущением простора и воздуха. У художника пейзаж существует в неразрывной связи с человеком: будь то идущие в поле люди, разговаривающие между собой девушки или одинокая женщина на пастбище; они неизменные герои его композиций, которые наполняют пейзаж своим присутствием, позволяя зрителю невольно оказаться внутри композиции.
Портретные наброски нежно любимых детей и супруги, рисунки художников-единомышленников, друзей – живые, необычно выразительные, лишенные и тени искусственного подхода к человеку. Зачастую портретные образы легкие и наполнены любовью и уважением. Леонид Щемелев редко прибегал к рисунку как к самостоятельному жанру, однако в ранние годы своего творчества он создал ряд портретов карандашом («Портрет художника И. Басова», «Портрет рабочего Кузьмина» и др.)
Рисунки в экспозиции с острова Колгуев (Баренцево море) относятся ко времени творческих поездок, которые художник совершал на протяжении всей жизни. Впечатления от путешествий переданы чаще всего в беглых зарисовках, что также послужили материалом для последующих живописных произведений. В большинстве своем, сохраняя документальный характер, они весьма непосредственны: в них больше остроты, манера свободнее, форма своеобразнее, часто рисунок имеет эскизный, набросочный характер. Особенно активно в 1960-е годыЩемелев Л. Д. всё свободное от учебы и работы время путешествовал по просторам СССР: прошел весь север Восточно-Европейской равнины с Соловецкими островами, посетил Кавказский регион, Среднюю Азию. Этюдник, кисти, краски, цветные карандаши и альбомы – всё, что нужно было художнику, чтобы зафиксировать окружавшую его жизнь. Побывал художник в дальнейшем в Греции, Вьетнаме, Польше, Югославии, Франции, Австрии, Испании и др., но всегда тосковал по родной Беларуси, считая ее «самой красивой в свете».
Излюбленной натурой для Леонида Щемелева были цветы – розы. О них он говорил так: «Вот я люблю писать цветы. Цветы – это мое отношение собственно к объекту изображения. Для меня имеет значение и то, каким образом цветы попали ко мне: или кто-то мне их подарил, или я сам их купил или сорвал, или где-то увидел, запомнил. Именно от этого зависит состояние и настроение натюрморта».
Основой для творчества Леонида Щемелева всегда была натура, он был мастером, отображавшим реальную жизнь, постоянно искал нужный ракурс, композицию, наполнял сюжет смыслом. Особенно ярко это выразилось в рисунках: даже небольшой эскиз всегда становился не только законченным произведением, но поводом для воплощения идеи в живописи.
Леонид Щемелев, выполняя рисунки, менял свою манеру в зависимости от творческой задачи. Он рисовал то тонкими, четкими штрихами в быстрой и немного эскизной манере, часто выбирая карандаш, то детально прорабатывал форму, моделируя ее бесконтурным рисунком; мастерски владел выразительной одноконтурной карандашной линией, прекрасно пользовался живописной светотеневой манерой.