Когда-то эти произведения были выбраны для музея на выставках, в мастерских как лучшие, достойные, с уважением, любовью, порой в жарких спорах и дискуссиях, а потом оказались в хранилищах вне художественной жизни на долгие годы. Очевидно, что музей не может экспонировать всё, что есть в его фондах, выставочные площади всегда ограничены, но показ работ, которые порой десятилетиями “спали” в запасниках, представляется своего рода восстановлением справедливости. И, может быть, мы надеемся, кто-то из зрителей найдёт нового “собеседника” в таком произведении. Творчество ряда художников показано в коллекции музея довольно полно – и это позволяет в рамках общей экспозиции делать персональные мини-выставки. Иногда художник представлен лишь одним произведением, “кочующим” с выставки на выставку, но по-разному звучащим в разных экспозиционных контекстах.
Временные рамки выставки – около 100 лет: от начала ХХ века до начала нынешнего. Словно археологи или геологи, мы можем проникнуть в толщу времени, видя в работах разных эпох, как в археологических “культурных слоях” или вертикальном разрезе почвы, особенности различных периодов истории и искусства. Каждая социально-политическая парадигма неизбежно накладывает отпечаток на современную ей культуру вообще и индивидуальное творчество в частности. В то же время искусство – это некая параллельная жизни реальность, существующая по своим законам, соотносимая с той или иной эпохой, но нередко и противостоящая ей. Хотя, как правило, художник координирует своё творчество вольно или невольно, с господствующими или известными ему вкусами публики или идеологическими установками, требованиями, следуя им или противопоставляя им своё творчество, всё же каждый деятель искусства воплощает, выражает именно своё видение мира, человека и природы.