«В основе таланта пейзажиста всегда лежит искренняя любовь к природе. Понять, почувствовать природу, суметь подслушать ее говор не всем дано. Всю свою жизнь я много работал, учился, наблюдал и прислушивался к молчанию и говору природы», − так В. К. Бялыницкий-Бируля высказал свое отношение к пейзажу, то самое, которое он утверждал всем своим творчеством.
В. К. Бялыницкий-Бируля владел необыкновенным мастерством передавать красоту самых разнообразных состояний природы. «Дни невозвратимы и в большинстве не повторяются… Чрезвычайно важно первое впечатление от места, которое собираешься писать. Это впечатление необходимо сохранить, удержать во время всей работы над этюдом», – писал художник. Весна, пожалуй, чаще всего находит отражение в его работах, ведь именно это время года отличает обилие удивительных, быстро сменяющих друг друга состояний природы, и все эти этапы – от покрытой тяжелым влажным снегом земли с еще неодетыми листвой деревьями до буйной майской зелени – запечатлены В. К. Бялыницким-Бирулей.
Художник родился в 1872 году в Беларуси в усадьбе Крынки около Белынич на Могилевщине. Учился живописи сначала в Киевской рисовальной школе у Н. И. Мурашко, а потом, в 1889–1896 годах, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, С. А. Коровина, В. Д. Поленова. Бялыницкий-Бируля начал выставлять свои работы еще в 1891, будучи студентом Московского училища. Затем он принимал участие в работе Товарищества передвижных художественных выставок, Московского товарищества художников и Московского общества любителей художеств. В 1908 году В. К. Бялыницкий-Бируля был удостоен звания академика живописи.
Жил в Москве и на своей даче «Чайка» на берегу озера Удомля. В 1920–1930-е годы совершил творческие поездки в совхоз «Гигант» (Ростовская область), на «Азовсталь», в Заполярье, окрестности Архангельска. В 1930–1940-е годы живописец создал серии работ в жанре мемориального пейзажа, запечатлев места, связанные с жизнью и творчеством Александра Пушкина, Петра Чайковского и др.
В 1944 году В. К. Бялыницкому-Бируле было присуждено звание народного художника БССР, а в 1947 году – почетного академика Академии наук БССР. Официальный визит художника на родину состоялся в том же 1947 году. «Я не был более сорока лет в Белоруссии. Но никогда не забывал ее леса, реки, озера, бесконечно родные и близкие моему сердцу», – вспоминал Витольд Каэтанович. Почти месяц с большим увлечением работал Бялыницкий-Бируля в окрестностях Минска, написав несколько десятков этюдов, которые потом были переработаны в цикл картин о Беларуси.
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля умер в 1957 году в Москве в возрасте 85 лет. Его картины находятся во многих музеях и частных собраниях. В Национальном художественном музее Республики Беларусь хранится самая большая коллекция произведений художника: более 460 этюдов и законченных картин основного фонда и более 160 научно-вспомогательного.