Дом принадлежал богатой семье могилевских купцов Аношко и как один из лучших в городе был предоставлен губернскими властями для проживания австрийскому императору Иосифу II, прибывшему в Могилев для встречи с российской императрицей Екатериной II в мае 1780 г. С 1815 по 1917 год в здании располагалось Могилевское дворянское собрание. Из архивных документов известно, что представители рода Бялыницких-Бируля обращались в Собрание для подтверждения своего дворянства. Среди них упоминается и Каэтан Витович, дед художника. Таким образом, здание связано со старинным дворянским родом Бялыницких-Бируля, известным с конца XVI века.
Решение об открытии в Могилеве филиала Государственного художественного музея БССР, посвященного величайшему пейзажисту ХХ века, уроженцу Могилевской губернии Витольду Каэтановичу Бялыницкому-Бируле (1872-1957), было принято в 1977 г. Поскольку дом в имении Крынки около Белыничей, где родился художник, не сохранился, для размещения музея был выбран двухэтажный особняк – памятник архитектуры конца XVII века. В 1977–1979 гг. проходила реконструкция здания, в ходе которой был надстроен 3-й этаж. Приказом Министерства культуры БССР от 15 марта 1979 года в связи с завершением реставрационных работ, начаты работы по комплектованию штата, благоустройству прилегающей территории и созданию экспозиции музея. Мемориальный музей В.К. Бялыницкого-Бирули как филиал Государственного художественного музея БССР был открыт 24 декабря 1982 года. На момент открытия филиала художественный музей имел в своих фондах около пятисот живописных полотен В.К. Бялыницкого-Бирули, собранных директором Государственной картинной галереи, заслуженным деятелем искусств БССР Е.В. Аладовой. Для экспозиции могилевского музея В.К. Бялыницкого-Бирули были отобраны уникальные экспонаты: предметы пластики, декоративно-прикладного искусства, мебель, личные вещи, переданные вдовой художника Еленой Алексеевной. Однако за 30-летний период своего существования экспозиция музея морально и физически устарела, а многие коммуникации здания пришли в негодность. В 2013 году здание было закрыто на капитальный ремонт. Открытие новой экспозиции музея В.К. Бялыницкого-Бирули после реставрации состоялось 1 сентября 2018 года. Благодаря проведенному капитальному ремонту музей приобрел современный дизайн, залы были оснащены новой мебелью, мультимедийным оборудованием, системой климат-контроля и пылеудаления.
Постоянная экспозиция музея «Искусство В.К. Бялыницкого-Бирули первой половины XX века», расположенная в 4-х залах второго этажа, должна дать представление о жизни и творчестве художника. Ее музейное пространство формирует у зрителя представление о характерных особенностях художественного почерка художника, дает представление об основных этапах его жизни, которые пришлись на две эпохи - время существования Российской империи и СССР. В экспозиции представлены живописные произведения В.К. Бялыницкого-Бирули - большие полотна и этюды; личные вещи художника, находившиеся ранее на его даче «Чайка» в Тверской губернии и в московском доме – документы, награды, произведения пластического и декоративно-прикладного искусства. Более сорока картин и этюдов, размещенных в светлых просторных залах, знакомят с творчеством выдающегося живописца, большого мастера лирического пейзажа. Истоки таланта Бялыницкого-Бирули лежат, безусловно, в его родной Беларуси, ее природе, неброская красота которой, незатейливость мотивов, мягкие спокойные краски навсегда вошли в душу художника и определили своеобразие его искусства, весь эмоциональный образ его произведений. Кисти Бялыницкого-Бирули принадлежат мастерски написанные пейзажи зимы, лета, золотой осени. Но больше всего его волновала весенняя природа, ее пробуждение от зимней спячки, первая зелень и пышный расцвет. Обращаясь к определенному пейзажному сюжету, мастер стремился прежде всего передать состояние природы, которое зависит от поры года, времени суток, солнечного света, передать эмоции, которые испытывает человек при общении с природой. В 1912 году Витольд Каэтанович купил участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля и построил дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». Большая часть творческой и личной жизни мастера связана с «Чайкой». Именно здесь были созданы многие полотна живописца, в том числе его знаменитая картина «Время тишины. Озеро Удомля» (1911), находящаяся в экспозиции. Большая часть экспозиции представлена произведениями советской эпохи. В 1920-е и 1930-е годы Бялыницкий-Бируля, увлеченный тем новым, что происходит вокруг, много путешествует по стране. Трижды — в 1933, 1935 и 1937 гг. - он побывал в Заполярье. Об этих поездках свидетельствуют картины экспозиции. Несмотря на тематическую основу этих произведений, в них преобладает лирико-поэтическое начало, которое исходит из таланта художника, его мировоззрения. В экспозиции находятся картины «Начало весны» (1910), «Синей весной» (1942), «Пришла весна» (1951), этюды с изображением памятников русского деревянного зодчества - «Девятиглавая деревянная церковь», «Деревня Зачатие» (все — 1944). В них - красота родной земли и поклонение культурному наследию народа. Так в годы Великой Отечественной войны художник-гражданин выразил свою преданность Родине и безграничную любовь к ней. В.К. Бялыницкий-Бируля — один из создателей жанра мемориального пейзажа. В его произведениях - изображения памятных мест, связанных с жизнью известных деятелей русской истории и культуры Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского и др. В музее эта сторона творчества художника представлена этюдами «Михайловское. Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны», «Святогорский монастырь. Могила А.С. Пушкина», «Тригорское. Береза у реки Сороть» (все — 1936), «Клин. Сад П.И. Чайковского. После весеннего дождя», «Клин. Дом П.И. Чайковского» (все — 1942). Поэтичность и лиризм картин, музыкальность их живописных решений созвучны одуховленной поэзии Пушкина и музыке Чайковского. 1947 год стал особенно знаменательным в творческой биографии В.К. Бялыницкий-Бирули: ему присвоено звание Народного художника РСФСР (звание Народного художника БССР он получил после 1944 года), его избрали действительным членом Академии художеств СССР. Важным событием года стал приезд Витольда Каэтановича в Беларусь впервые за много лет. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче под Минском. Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые легли в основу серии картин, посвященных Беларуси, среди них — «Беларусь. Начало лета», «Беларусь. Зеленый май», эмоциональное содержание которых подчинено основной идее автора: жизнь торжествует, она победила смерть, разрушения. Мемориальная экспозиция художника В.К. Бялыницкого-Бирули находится в залах второго этажа. В выставочных залах первого и третьего этажей расположены временные экспозиции, проходят лекции, творческие встречи и мастер-классы.
Музей В.К. Бялыницкого-Бирули занимает особое место в культурном пространстве Могилева. На новом этапе своей жизни, который начался после реконструкции в 2018 году, ему удалось стать значимым выставочным и культурным центром региона. Музей является современной художественной галереей, отвечающей всем требованиям мировых стандартов для размещения выставочных проектов самого высокого уровня. Музейная площадка – это место, где проходят различные мероприятия: концерты классической музыки, танцевальные вечера, кинопоказы шедевров мирового кинематографа и т.д. Музей В.К. Бялыницкиого-Бирули в Могилеве ищет и находит новые варианты своего развития и совершенствования, позиционируя себя как культурно-просветительский центр с интерактивной средой, формирующей эстетическое достоинство и хороший вкус.