Такой престиж свидетельствует о ее значимости для белорусского народа, а размах, широта и одухотворенность образов, созданных белорусскими художниками в 1950–1980-е годы, придали многим произведениям хрестоматийный характер. Интерес к военной тематике у художников среднего поколения обусловлен не только ее масштабностью, но и стремлением художественного осмысления драматических событий, желанием попробовать себя в социально-значимом произведении, где есть все: и пафос, и психологизм, и трагедийность. Военная тема в белорусском искусстве стала высшим мерилом мастерства для художника. Сейчас она воспринимается даже шире – как героико-патриотическая.
Война стала своеобразным водоразделом в памяти людей. В искусстве можно выделить три сформировавшихся поколения художников, затронувших в своем творчестве тему войны: очевидцы – художники 1930-х годов, чья творческая зрелость пришлась на военные годы; художники военного детства – это следующее поколение пришло в 1960-е; наши современники, родившиеся в 1950–1960-е годы, знающие о войне по произведениям искусства и со слов родителей, без личного опыта.
В таком «хронологическом» делении есть свой смысл: каждая формация привнесла в эту тему свое присущее времени и судьбе мироощущение. Одно их объединяет: понимание, что для такой святой темы нужна правда, без внешних «шумовых» эффектов и ложного пафоса.
Земли Беларуси четыре года были оккупированы фашистами, народ вел напряженную партизанскую войну, потеряв почти четверть населения. В искусстве утверждается отношение к событиям войны как теме исторической – великом этапе истории советского народа, что сказывается и на концепции большинства произведений.
Основная тема белорусской живописи – партизанская. Она вбирает в себя множество произведений разного уровня – от реалистических описательных обобщений партизанской жизни до символических. В искусстве чувствуется философичность, открытая публицистичность, ведущая за собой символ и метафору.