Армейский цикл Михаила Рогалевича
Ко Дню защитника Отечества
Картины принадлежат кисти художника, самобытного по манере письма и интересного собственным оригинальным переосмыслением глобального мира через конкретную непростую историю жизни своей семьи. В каждой из его картин современники безошибочно узнавали себя. С наивностью и простодушием народного мастера Рогалевич придает конкретным событиям из жизни своей семьи характер народного эпоса.
Семья для Рогалевича была абсолютной ценностью. Влюбленность, свадьба, рождение и воспитание детей, их взросление, трагическая судьба родителей, собственные воспоминания о детстве, изображенные в конкретной обстановке конкретного пейзажа, города и страны, не становятся у него тем не менее бытовыми или жанровыми картинами, а приобретают функцию философской рефлексии и обобщения как основные моменты человеческого бытия, изображаемого с почти библейским спокойствием и размеренностью.
Таков и его цикл из трех картин – посвящение сыну-солдату: «Проводы в армию» (1983, интернет-музей «Истоки Немана. Узденщина, Узденский историко-краеведческий музей»), «В свободную минуту» (1983, частное собрание), «Посещение» (1984, НХМ РБ). Сына Викентия художник пишет начиная с его рождения – младенцем на руках матери, мальчиком, подростком. Это очень личные, лирические полотна, написанные с отцовской нежностью, яркими красками, плавными линиями контура фигур и подчеркнуто миловидными чертами лиц, в которых есть что-то неуловимо поэтичное от изысканных персонажей Амедео Модильяни и мудрой простоты, и теплоты народного мастера.
Армейский цикл – сага о повзрослевшем сыне – написан в разное время и уже после окончания службы 18-летнего Викентия в Советской армии, которую он проходил с 1981 по 1983 год. Картины составляют своеобразный триптих, хотя таковым формально не являются.
Первая из написанных картин этого своеобразного триптиха изображает проводы в армию, причём с узнаваемым минским пейзажем и деталями быта тех лет. Изображена площадь Минска перед православным Свято-Духовым кафедральным собором, здесь же рядом находился городской военкомат. Родители и младшая сестра Людмила в весенний день провожают сына и брата в армию. Их фигуры выглядят выразительно и монументально на фоне высокого синего неба.
Служба в армии всегда воспринималась как патриотический долг любого молодого человека, необходимый этап на пути к мужской зрелости, обретения нового опыта, преодоления физических испытаний. Коротко стриженный, в джинсах, с рюкзачком юноша принимает последние наставления и рукопожатие отца. В картине много реальных деталей: рядом уже ждет грузовик с брезентовым пологом, который увезет новобранцев, солдат рапортует командиру о готовности ехать. Из рассказов сестры известно, что ее брат начал службу в Несвиже, в учебной части в войсках связи.
Наиболее лиричной является картина, изображающая трогательный образ солдата в окопе, на коленях пишущего письмо матери. Рядом на земле лежит букетик ромашек и васильков, очевидно, собранный солдатом в полях. Эта деталь вновь показывает неразрывную мысленную связь семьи в разлуке.
После принятия присяги солдат и их родителей, присутствующих на этом важном мероприятии, отпускали в город в однодневное увольнение. Там же, в несвижском фотоателье, была сделана и эта фотография на память. Но кроме фактической фиксации, как живописное дополнение появилась и романтическая картина «Посещение» (1984).
Взгляните, как реальные люди преобразились на этой картине Рогалевича. Образы родителей идеализированы и опоэтизированы, они выглядят изящнее и гораздо моложе своих лет. На столе стоят привезенные домашние продукты, отец и мать буквально прильнули к сыну, не могут оторвать от него рук. Семья расстаётся на два долгих года, и беспокойство родителей естественно и понятно: сын впервые отрывается от них так надолго. Но сам солдат спокоен и невозмутим. Как оберег он держит в руках яблоко из отцовского сада – символ родительского дома и преемственности поколений.
Известно, какую знаковую роль сыграла для Рогалевича тема цветущего и плодоносящего яблоневого сада, «райского сада» его семьи, в который он вернулся после окончания войны, бежав из детского дома.
Впоследствии часть, в которой служил Викентий, была переведена в Германию, и службу он закончил уже в этой стране, благополучно вернулся в родной дом и получил рабочую специальность.
Автобиографическая история, средствами живописи рассказанная Михаилом Рогалевичем, интерпретирует армейскую тему с точки зрения семьи и вызывает интерес не только живописными достоинствами, но искренней личностной интонацией, минимальной публицистичностью. Поэтому этот цикл останется актуальным на долгие годы.
Составитель: Надежда Усова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь
Благодарим галерею «Предместье» и дочь художника Людмилу Михайловну Процкевич за предоставленные сведения и фотографию из личного архива