Ко Дню матери «Я славлю светлое имя мамы…»
Была бы моя на то воля – я начал бы азбуку с буквы М: как и все на земле, все у нас начинается с Матери (Рыгор Бородулин)
В изобразительном искусстве образ матери – это, прежде всего, Мадонна, Богородица. Вечная поэзия материнства, духовное и физическое совершенство, идеал женственности воплощены в работах всемирно известных художников, среди которых Леонардо да Винчи, Рафаэль.
Коллекция Национального художественного музея Республики Беларусь тоже может похвастаться рядом работ, посвященных теме материнства. В первую очередь это, конечно же, иконы – древнейший художественный гимн Божей Матери. Во все времена для Богородицы, Заступницы перед Небесным Отцом, художники искали самые лучшие и самые яркие краски. Образ Девы Марии мог быть печальным, даже суровым (как на иконе Богоматери Одигитрии Смоленской, написанной в византийской традиции), подчеркивая тяжелые переживания Божьей Матери, знающей, что ее ребенок будет убит – как выдержать такое? А мог, как на иконе Богоматерь Умиление, раскрывать трепетное чувство радостной гордости, взаимной нежности и любви Матери и Младенца.
На полотнах европейских художников XVII–XVIII вв. из собрания нашего музея Дева Мария предстает обыкновенной женщиной, получающей удовольствие от радостей материнства. В этих работах высокое, духовное и земное, чувственное объединены в один гармоничный образ красоты и нежности.
Душевная теплота, любовь, привязанность характеризуют ряд портретов мам и дочерей XIX века. На них женщины нежно обнимают своих детей, которые в ответ прижимаются к матерям, выражая искренние чувства нежности и особой близости.
Многие художники в своих работах обращались к искреннему выражению эмоций в отношениях между близкими людьми. Обращают на себя внимание сцены, отражающие повседневные радости, искренние взаимоотношения между матерью и ребенком, удовольствие от времени, проведенного вместе.
ХХ век предлагает как обращение к исконному образу матери и ребенка (Мадонна в картине Михаила Севрука «Жатва», где образ матери-кормилицы отождествляется с землей-кормилицей), так и отражение тихих радостей материнства: ожидание ребенка (Сергей Тутунов «Материнство»), восхищение и гордость за свое чадо (Натан Воронов «Интересная книга»), ежедневное совместное времяпрепровождение, которое, быть может, и не наполнено какой-то особой поэзией, но в то же время излучает чувства душевного единения и взаимной нежности (Лев Зевин «Лето. Семья», Леонид Щемелев «Материнство»).
События Второй мировой войны внесли свои измения в трактовку образа матери, ведь и сама война изменила судьбы людей. Теперь женщина не просто нежная, ласковая мать, но прежде всего защитница, обобщенный образ чистоты и стойкости белорусского народа, полный веры в жизнь.
На полотнах народного художника Беларуси Михаила Савицкого образ матери, рожающей и воспитывающей детей, трансформируется в образ Родины-Матери, которая призывает беречь ее и готова сама до последнего бороться за будущее и судьбу своих потомков. Мать в творчестве художника – это воплощение материнской любви и преданности, самопожертвования, готовности использовать любые средства для защиты своих детей.
Послевоенное восстановление, обретение мира и уверенности в завтрашнем дне рождает яркие, теплые, нежные образы материнства в творчестве таких белорусских художников, как Альгерд Малишевский, Адольф Гугель, Петр Крохалев, Василий Сумарев.
И все же следует отметить, что большинство тех художественных образов, которые возникают в нашей памяти при упоминании темы материнства, созданы художниками-мужчинами. Это, так сказать, мужской взгляд, который часто отличается от образа материнства, созданного женщинами, где есть место не только умилению, покою и безграничному счастью, но и страху, беспокойству, волнениям за своего ребенка, переживаниям за его судьбу.
Образ матери, единения матери и ребенка – вечная тема, которая всегда будет волновать творцов и вдохновлять их в любую эпоху на создание уникальных произведений искусства, которые найдут отклик в сердцах зрителей.
Анастасия Трофимчик – ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Б еларусь