Термин «батальная живопись» в белорусском искусстве

Изображение сцен сражений и битв всегда вызывало у человека интерес. И это определяется не так называемой «внутренней агрессивностью», по мнению психологов, заложенной в каждом человеке. Скорее, этот интерес вызван познавательными критериями. Ведь, рассматривая произведения батального жанра, мы определяем эпоху показываемого события, политические, демографические, социально-экономические предпосылки, приведшие к военному противостоянию. Знакомимся с историческими личностями, сыгравшими главные роли и вошедшими в историю развития человечества. Узнаем интересные факты из истории развития культуры у различных народов и этносов. Знаменитый британский историк Джон Киган напоминает о той истине, что «война – это, прежде всего, акт культуры в самом широком смысле этого слова… Ведь то, что происходит на поле боя, тесно связанно с «культурой» тех, кто участвует в бою, и тех, кто отдает приказы, или, если угодно, их представлений о системе ценностей. Каждая культура порождает свою модель войны. Каждая культура порождает свою модель битвы…» [4]. Иными словами, произведения батального жанра вызывают у зрителя целый комплекс информационно-эмоциональных аспектов.

Термин «батальный» происходит от французского слова «bataillе» (итальянское – «bataglia»),  означающего битву, сражение. Это один из жанров изобразительного искусства (главным образом живописи, отчасти  графики, скульптуры), связанный с изображением битв, военных походов, разнообразных боевых действий, эпизодов военной жизни.

Так, некоторые исследователи (например, Э.В. Кузнецова) рассматривают исключительно термин «батальная картина». А батальную живопись трактует, как «… особую отрасль исторической живописи…  которая посвящена изображению военно-исторических событий прошлого и настоящего» [3]. Другие, например, А.В. Бродский, считают, что «…Батальная живопись, по существу, является разновидностью, органической частью исторической живописи» [1].

Было бы слишком узко и неправильно сводить батальную тему в живописи к изображению сражений. Даже в древнебелорусской иконописи и литературных миниатюрах батальная тема трактуется шире: мы встречаем там и мотивы военных походов, военных переговоров, приготовлений к бою и т. п. Еще шире и более многогранно развивается и усложняется батальная тема в светской живописи XVII и особенно XIX вв., например, в творчестве  Франтишка Смуглевича, Яна Дамеля, Януария Суходольского. Война  1812 г., восстания 1831 и 1863 гг. оказали сильное влияние на живопись в целом и, конечно, дали немало сюжетов художникам-баталистам. Так, Януарий Суходольский лично видел Наполеона в Варшаве при отступлении 1812 г. А позже он, уже в чине капитана русской армии, принимал участие  в походах фельдмаршала Паскевича-Эриванского. В этот  период происходит все более тесное переплетение батального жанра живописи с другими жанрами при сохранении его специфики как отображения войны во всей ее сложности. О мастерстве белорусских баталистов свидетельствует такой факт: Франтишек Смуглевич на втором году обучения в Риме  победил в конкурсе по рисунку учившегося вместе с ним Жака Луи Давида. А работа Януария Суходольского «Смерть Варненчика» очень понравилась императору Николаю I.

Двадцатый век сильно изменил представление о функции и особенностях батальной живописи. Две мировые и многочисленные гражданские войны, технический прогресс и социально-экономические изменения заметно сместили акценты в творчестве художников баталистов. Так, с появлением фотографии и развитием другой фиксирующей изображения техники, документальная функция начинает отходить на второй план. А приход к власти тоталитарных и авторитарных режимов превратил батальную живопись в мощный инструмент пропаганды, что привело к потере одного из главных ее критериев – достоверности. В дальнейшем, с появлением все более и более эффективных видов военной техники, ростом количества жертв и появлением сомнений по поводу оправданности военных конфликтов, на первый план в работах художников выходит психологическая составляющая.

В работах по изучению белорусского искусства в ХХ веке искусствоведы не выделяли батальный жанр как самостоятельный, а рассматривали его как часть исторического. Твердо закрепились такие термины, как «тема национально-освободительной борьбы», «историко-революционная тема», «тема Великой Отечественной войны» в рамках которых и рассматривалась батальная живопись.

Батальная живопись может быть составной частью исторического жанра при изображении боевых действий или военного быта прошлой эпохи либо при осознании исторического смысла современных сражений. Она может быть составной частью мифологического жанра (если изображаются поединки фантастических героев), а также может иметь непосредственное отношение к современной художнику жизни армии и флота, к изображению новой боевой техники, нового характера вооруженных конфликтов, свидетелем или участником которых становится сам художник. Батальный жанр может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта и т.д.  Этот жанр традиционно посвящается воспеванию воинской доблести, ярости битв, торжества победы, трагедии поражения. Особое значение он приобретает в военные периоды. Батальный жанр как разновидность, органическая часть исторического жанра должен раскрывать перед зрителем смысл и сущность исторических событий современности, недалекого и далекого прошлого. Правдиво изображать действительную обстановку и условия, в которых происходило событие.

Полноценное развитие батального жанра свидетельствует о включенности белорусского искусства в мировой художественный процесс, взаимосвязи его с другими национальными школами, поскольку этот жанр обладает богатой и интересной мировой историей.

 Литература:

1.     Бродский, В. Советская батальная живопись / В. Бродский. – Ленинград–Москва: Искусство,  1950. – 107 с.

2.     Дробов, Л.Н. Живопись Белоруссии XIX –  начала XX в./ Л.Н. Дробов [Под ред. А.И. Мальдиса]. – Минск: Вышэйшая школа, 1974. – 336 с., ил.

3.     Кузнецова, Э.В. Исторический и батальный жанр: Беседы о русской и советской живописи [Книга для учителя] / Э.В. Кузнецова. – Москва: Просвещение, 1982. – 192 с., ил.

4.     Надеж, Ланери-Даген. Великие битвы / Ланери-Даген Надеж. – Можайск, 2000, БЕЛФАКС 3–4 с.

5.     Садовень, В.В. Русские художники баталисты XVIII–XIX веков / В.В. Садовень. – Москва: Искусство, 1955. – 365 с.

Зименко А.А.

публикуется по материалам научно-информационного издания "Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь", выпуск 7.  Мн., "Белпринт", 2008, стр. 279–282.

При использовании материалов ссылка на сайт и издание ОБЯЗАТЕЛЬНА

частые вопросы

Где я могу припарковать автомобиль?

Ближайшие парковочные места находятся вдоль ул. Карла Маркса (парковка платная).

Можно ли находиться в музее в верхней одежде?

Правила посещения музея не предусматривают посещение экспозиции в верхней одежде. Ее необходимо оставить в гардеробе.

С какими вещами находиться в музейных залах нельзя?

Все габаритные сумки, рюкзаки и пакеты размером более 30х40х20 см, а также зонты необходимо сдать в гардероб или оставить в камере хранения. Бутылки с водой проносить на экспозицию нельзя, пить воду можно в вестибюле или музейном кафе на первом этаже.

Можно ли посещать экспозицию музея с детской коляской?

Да, мы рады посетителям возрастной категории 0+. 

Есть ли скидки на приобретение входного билета для пенсионеров?

Льготы для людей пенсионного возраста (скидка 50% на взрослые входные билеты) предусмотрены в первый понедельник каждого месяца.

Какие условия созданы для посещения людьми с ограниченными возможностями?

Для беспрепятственного изучения экспозиции верхних этажей в музее есть специальный подъемник. Если он необходим для Вашего визита в музей, пожалуйста, свяжитесь с администратором экскурсионного бюро: +375 17 397 01 63,  +375 25 667 78 19.

В экспозиции нового корпуса находятся специальные картины и скульптуры для тактильного изучения, оснащенные звуковой записью с подробным описанием произведений.

Существует ли в музее день бесплатного посещения?

Первый понедельник месяца – день льготного посещения (скидка 50% на входные билеты).

Есть ли в музее аудиогид?

Услуга аудиогида оплачивается при посещении в сувенирном киоске музея. Аудиогиды по постоянной экспозиции музея доступны на белорусском, русском, английском и китайском языках.

Как мне попасть на экскурсию?

В экскурсионном бюро производится запись организованных групп от пяти человек и индивидуальных экскурсий (групп до пяти человек).

Записываться необходимо как минимум за неделю до предполагаемого визита телефонам: +375 (17) 397 01 63, +375 25 667 78 19. В рамках акций и специальных мероприятий музей нередко устраивает сборные экскурсии по входному билету в музей.

  • Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • вторник

    выходной день

  • Касса и Музейный магазин

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 18:30

  • четверг

    с 13:00 до 20:30

  • вторник

    выходной день

  • Минская область, Минский район, Острошицко-Городокский с/с, д. Околица
    ул. Ивановская, 17Б

  • среда - воскресенье

    с 10:00 до 17:00

  • Касса

    с 10:00 до 16:30

  • понедельник - вторник

    выходные дни