Его возглавила кандидат искусствоведения Надежда Федоровна Высоцкая (впоследствии доктор наук, профессор, лауреат Государственной премии БССР). Созданию новой научной структурной единицы предшествовали многочисленные экспедиции Государственного художественного музея БССР по изучению культовых памятников живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в католических и православных храмах республики. Всего музеем была организована 81 научная экспедиция, где было выявлено значительное число уникальных произведений древнебелорусского искусства. В результате экспедиционной деятельности в музей поступило около двух тысяч предметов историко-художественного значения. Были сформированы фактически новые коллекции древнебелорусской живописи, деревянной скульптуры и резьбы, старопечатных книг, декоративно-прикладного искусства. По мере реставрации и изучения произведений они вводились в научный оборот.
Сотрудниками отдела была проведена исследовательская работа по инвентаризации культового имущества в действующих храмах в 1980–1989 гг. Был собран обширный научно-фактологический материал о художественных ценностях, находившихся на тот период в церквях и костелах Беларуси. В экспедициях принимали участие научные сотрудники музея и других учреждений культуры Минска, Москвы, Гродно, Могилева – реставраторы, историки, фотографы.
Первые масштабные альбомы по древнебелорусскому искусству изданы Н. Ф. Высоцкой: “Жывапіс Беларусі XII–XVIII стагоддзяў: Фрэска, абраз, партрэт” (1980), “Пластыка Беларусі XII–XVIII стагоддзяў” (1983), “Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Беларусі XII–XVIII стагоддзяў” (1984).
В целом отдел занимается изучением основных видов искусства Беларуси XII – начала XIX в. (иконопись, монументальная живопись и скульптура, декоративно-прикладное искусство, старопечатные издания), а также России (старообрядческое медное литье, русская икона). По этим темам опубликованы несколько монографий и более 200 научных статей, защищены диссертации. Изданы каталоги коллекций: «Образ литой, старинный… Русское медное литьё XII–XX вв. в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь» (Е. В. Карпенко, 2007); «Книги кирилловского шрифта XVII – начала XX в. в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь» (Г. В. Киреева, Н. Я. Трифонова, 2012).
Сотрудники отдела активно занимаются проведением выставок как в Беларуси, так и за рубежом. Белорусские иконы демонстрировались в Ватикане, Венгрии, Италии, Испании, Лихтенштейне, России, Украине. Опубликованы каталоги основных выставок: «Беларусь. Грань между небом и землей. Иконы Национального художественного музея Республики Беларусь» (2004), «Православная икона России, Украины, Беларуси» (2008); «Алтарная живопись Беларуси XVIII–XIX вв.» (2009); «Православный мир. Образ Христа в иконографии стран Восточной Европы» (2015); «Иконопись и алтарная живопись Беларуси XVI – начала XIX века в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь» (2021).
Специалисты отдела участвуют в международных и республиканских научных конференциях. Они ведут педагогическую работу в вузах столицы: читают лекции по истории искусств и реставрации; руководят дипломными работами и практикой студентов; оказывают консультации по научной тематике отдела; выполняют искусствоведческую экспертизу по обращениям государственных организаций и частных лиц. Сотрудниками разработаны циклы популярных лекций по истории белорусского искусства XI–XVIII вв., технике и технологии живописи, истории реставрации и атрибуции памятников искусства.
С 2007 по 2010 год сотрудники отдела работали над созданием экспозиций филиала музея – Мирского замка (с 2011 г. – Музей «Замковый комплекс «Мир»). В качестве специалистов-консультантов привлекались известные белорусские ученые в области военной истории, материальной культуры, археологии, замковой архитектуры. В результате совместных усилий в 2010 г. музей открылся для посетителей.
В отделе древнебелорусского искусства работали такие выдающиеся специалисты, как Александр Адамович Ярошевич (1940–2016), кандидат искусствоведения, специалист в области белорусской иконописи, скульптуры, исторического портрета. Автор более 200 публикаций, в том числе альбома «Музей древнебелорусской культуры» (2004), книг, посвященных истории белорусских храмов, монастырей и отдельных икон, постоянный участник конференций в Беларуси, России, Литве, Польше, Украине. На его счету десятки атрибуций произведений музейной коллекции, множество статей в специализированных журналах. С 2008 по 2014 год работал Иван Иванович Синчук – ведущий научный сотрудник, историк, археолог и нумизмат. В 1981 г. окончил Белорусский государственный университет по специализации «вспомогательные исторические дисциплины», сотрудник института «Белспецпроектреставрация», руководитель работ по ряду объектов: исследовал архитектурно-археологические памятники на территории Мозыря, Могилева, Быхова, Несвижа, Кобрина. Принимал участие в археологических раскопках Мстиславля, Ровно, Гродно, Вильнюса, Тракая, Калининграда, Ленборка, Новогрудка и др. В 1992 г. окончил аспирантуру Института истории Национальной академии наук Беларуси. Исследует историю денежного обращения, технику монетного дела IX–XX вв., историю материальной культуры XVI–XX вв. Преподавал вспомогательные исторические дисциплины по специальности «музейное дело и охрана историко-культурного наследия» в Белорусском государственном университете культуры и искусств. Автор около 800 опубликованных научных работ и 200 энциклопедических статей. И. И. Синчук решил ряд проблем, связанных с реставрацией Мирского замка, участвовал в создании нескольких экспозиций. С 2017 по 2022 г. в отделе работал Юрий Александрович Пискун, ведущий научный сотрудник, искусствовед. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт, в 1980 – аспирантуру Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси. Принимал участие в музейных экспедициях как исследователь церковного искусства. В 2005 г. присвоено звание доцента по специальности «искусство», профессор кафедры костюма и текстиля Белорусской государственной академии искусств. Занимается историческим портретом, белорусской иконописью.
В 3-томной энциклопедии «Великое Княжество Литовское» (2005–2010) трем сотрудникам отдела – Н. Ф. Высоцкой, И. И. Синчуку, А. А. Ярошевичу – посвящены научные статьи.
Также в отделе в разные годы работали: И. В. Асташова, К. В. Барабанов, О. Е. Бригадная, Т. В. Дашковская, В. Г. Карелин, Г. В. Киреева, В. М. Орешко, Н. В. Свинцова, А. А. Скепьян, Е. В. Степанова, В. А. Сычев, Н. М. Усова, И. Л. Чебан, А. А. Шпунт, Д. Л. Яцкевич.
Работает в отделе с 1980 г., хранитель постоянной экспозиции древнебелорусского искусства. Окончила факультет истории и теории изобразительных искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской академии художеств. Принимала участие в научных экспедициях (1978–1989).
Участвовала в организации выставок белорусской иконописи в Испании, Италии, Украине. Стажировалась во Франции по теме европейского ткачества. Лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь (2007). Круг научных проблем: белорусская портретная живопись XVII–XVIII вв., художественные ткани местного и западноевропейского производства, русское медное литье, художественный металл.
В 1983 г. окончила факультет теории и истории изобразительных искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской академии художеств. С 1996 г. – хранитель фонда старопечатных книг, с 1997 г. – ведущий научный сотрудник. По окончании аспирантуры при Государственном Эрмитаже в 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Стенопись Восточной Беларуси XVII–XVIII вв.».
Н. Я. Трифонова принимала участие в научных экспедициях музея в 1983–1989 гг. Она одна из немногих специалистов в Беларуси по средневековому искусству с многолетним стажем, имеет десятки публикаций в музейных сборниках и других изданиях, в том числе связанных с исследованием отдельных экземпляров и групп книг из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь. Является доцентом кафедры этнологии, музеологии и истории искусств Белорусского государственного университета. В соавторстве с сотрудником Национальной библиотеки Беларуси Г. В. Киреевой опубликовала каталог книг кириллической печати в собрании музея. Работает над каталогом русской иконописи XVII–XIX вв.
В 2000 г. окончила исторический факультет Белорусского государственного университета, кафедра этнологии, музеологии и истории искусств. В 2008 г. – аспирантуру при Институте искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси им. К. Крапивы.
Работает над кандидатской диссертацией на тему «Региональные особенности иконописи Беларуси XVI–XVIII вв.». Имеет ряд публикаций по истории белорусской иконописи.
В 2010 г. окончил исторический факультет Белорусского государственного университета по специальности «история (этнология)». В 2011 г. окончил магистратуру Белорусского государственного университета по специальности «этнография, этнология, антропология» и защитил магистерскую диссертацию, работает в музее с 2012 г.
Является секретарем атрибуционного совета и членом рабочей группы по организации и контролю музеефикации Национального художественного музея Республики Беларусь. Аспирант Центра исследований белорусской культуры языка и литературы НАН Беларуси. Изучает белорусскую живопись конца XVIII – первой половины XIX в., специализируется в области творчества Яна Дамеля.
Окончил в 2011 г. Белорусский государственный университет культуры и искусств, кафедра истории Беларуси и музееведения. В 2013 г. – магистратуру по специальности «музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов». Присвоена степень магистра культурологии. В 2017 г. окончил аспирантуру. Хранитель фонда древнебелорусской скульптуры.