В собрании русской графики НХМ РБ хранится рисунок, изображающий мужскую полуфигуру в профиль, выполненный графитным карандашом на визитной карточке художника К.К. Первухина[1] (картон, 11,7 х 7,7.). На обороте визитки типографским набором: Константинъ Константиновичъ Первухинъ. Приобретен в 1953 году у Л.С. Бойко (Минск).
Рисунок штриховой, с растушевкой. Под рисунком надпись карандашом: (первое слово неразборчиво) Бълоусовъ. По изображению сверху вниз надпись чернилами: Прошу передать посланному.
Для подтверждения авторства К.К. Первухина, мы сравнили наш рисунок с подобными портретными набросками (19 рисунков) из собрания ГРМ. Стилистически наш рисунок близок этим наброскам художника: композиция, моделировка фигуры (контур фигуры не очерчен), характер штриховки непрерывными прямыми параллельными линиями, штриховой фон с растушевкой, просветы бумаги оставлены лишь на лице и рубашке. “Завиток” ушной раковины характерен для рисунков Первухина. Объем фигуры передается плотностью штриховки. Следует отметить, что рисунки, выполненные на разной бумаге, практически одного размера. Ни у нас, ни у коллег из Русского музея авторство К.К. Первухина “Мужского портрета” из собрания НХМ РБ сомнений не вызывало. Оставалось выяснить, кто изображен на рисунке и дату его создания. Поскольку под изображением есть надпись “Бълоусов”, мы стали искать среди знакомых художника человека с такой фамилией.
Ознакомившись с личным архивом К.К. Первухина в Отделе Рукописей ГТГ, мы узнали, что К. Первухин был дружен с поэтом Иваном Алексеевичем Белоусовым: они познакомились на “Средах” Н.Д. Телешова2 (“Среда” – литературное объединение 1899–1916 гг.). Помимо этого, встречались на заседаниях Московского литературно-художественного кружка, где Первухин часто “режиссировал” “живые картины”. Так, на вечере памяти М.С. Щепкина 12 ноября 1913 года, в “живой картине” “Пушкин и Щепкин у Гоголя” И. Белоусов изображал Н.В. Гоголя. На фотографии “живой картины” Белоусов (Гоголь) снят в профиль, и лицом и силуэтом очень напоминает мужчину на нашем рисунке.
В Отделе рукописей Российской Государственной библиотеки в Москве хранится фотография И. Белоусова 1900-х гг., подтверждающая, на наш взгляд, правомерность предположения, что изображенный на нашем рисунке мужчина – Иван Алексеевич Белоусов.
Сравнивая фотографии Белоусова (в нашем распоряжении были фотографии только в фас, недатированные) и рисунок, мы учитывали, что изображение одного и того же человека в фас и профиль на документальном фото и на изобразительном материале всегда отличаются: особенности черт лица по-разному воспринимаются, например, припухлость щек или горбинка носа может быть видна только в профиль, выразительность линии бровей – только в фас и т.п.
Принципы портретной идентификации, разработанные криминалистами для атрибуции произведений изобразительного искусства и сформулированные А.М. Зининым3 (Москва), состоят в следующем: совпадение признаков внешности и наличие (отсутствие) устойчивых различий:
1) образуют ли индивидуальную для данного лица совокупность признаки внешности, запечатленные на портрете, т.е. возможно ли оценить полноту отражения признаков внешности и выявить среди них те, которые индивидуализируют человека;
2) насколько устойчивы различия, выявляемые при сравнении изображенных на портретах лиц, и каково происхождение этих лиц.
Далее в статье А.М. Зинин справедливо подчеркивает, что “… если же перед нами рисунок, эскиз, короткий набросок, то особенности элементов лица часто вообще опускаются, так как художник в этом случае ставит перед собой задачу прежде всего запечатлеть типаж, основные пропорции головы, броские элементы лица”.
Характерные черты внешности И.А. Белоусова (если судить по фотографиям) – усы с острыми кончиками, аккуратно подстриженная бородка, прямые волосы средней длины, прикрывающие уши и причесанные на “косой” пробор, острый нос – практически совпадают с особенностями внешности изображенного на рисунке мужчины. Фото из архива Первухина, о котором я уже упоминала, выявляет и сходство по силуэту.
Дата. Рисунок мог быть выполнен в период с 1904 по 1914 г. (К. Первухин умер в январе 1915 г.). Первухин переехал в Москву в 1902 г. Посещать телешовские “Среды”, где и познакомился с Белоусовым, начал в 1904 г. Датировать рисунок мы предлагаем второй половиной 1900-х – первой половиной 1910-х гг.
Белоусов Иван Алексеевич (1863–1930), поэт, первый переводчик на русский язык “Кобзаря” Т.Г. Шевченко, который был им напечатан в 1886 г. (переиздан восемь раз). Родился и жил в Москве. Окончил горное училище (1880), работал в портновской мастерской отца. Первые стихи напечатал в 1882. Писал стихи и рассказы для детей, выступал с переводами Р. Бёрнса, А. Негри, М. Конопницкой, Я. Купалы и др. В оригинальных стихах воспевал русскую природу, труд крестьянина и ремесленника. Член и казначей Общества любителей российской словесности, член литературного кружка Н.Д. Телешова “Среда”, “Суриковского литературно-музыкального кружка”, организованного поэтом Иваном Суриковым, объединявшего поэтов-самоучек. После смерти И.З. Сурикова стал одним из руководителей кружка. Составитель, редактор, один из переводчиков, автор биографической статьи сборника “Янка Купала. Избранные стихи” (Москва, 1919). Участвовал в литературно-художественных капустниках, режиссером которых был К.К. Первухин.
1 Константин Константинович Первухин Род. в 1863 (Харьков), ум. в 1915 (Москва).
Живописец, график, фотограф. Пейзажист. Работал также в жанре портрета. Иллюстратор журналов, карикатурист.
Посещал в Харькове уроки рисования Д.И. Бесперчего (1878), Рисовальную школу М.Д. Раевской-Ивановой (нач. 1880-х), в Петербурге пользовался советами И.Е. Репина (1885), в 1886 поступил вольнослушателем в АХ, посещал класс П.П. Чистякова. Жил в Петербурге, некоторое время в Италии (с 1896), в Москве (с 1902). Преподавал в Москве в СХПУ (1902-1915).
Участник выставок с 1887. Член объединений: МОЛХ, ТПХВ, СРХ. В собрании НХМ РБ хранится живописное полотно К.К. Первухина “Голубое утро. (Венеция. Вид на большой канал и церковь Санта Мария делла Салуте). Около 1914”. Холст, масло. 57,9 х 96,2. Справа внизу инициалы: К.П. РЖ – 835.
2 Н. Телешов. Записки писателя. – М., 1952. – С. 37-38. “Моя жена – по специальности и по образованию художник, окончившая Московскую школу живописи, ваяния и зодчества; благодаря этому на наших вечеринках стали бывать нередко её сотоварищи и другие знакомые художники. Иногда во время вечера они зарисовывали читающего автора или кого-нибудь из присутствующих писателей, либо делали беглые иллюстративные наброски. Но все это, к сожалению, разбрелось по рукам…Бывали художники К.К. Первухин …”;
Там же. Глава VIII “Портной Белоусов и профессор Грузинский”.
3 Зинин А.М. Криминалистическая портретная идентификация и атрибуция произведений изобразительного искусства // В сборнике “Экспертиза произведений изобразительного искусства. І научная конференция”. – М., 1996. – С. 126.
Резник Т.А.
публикуется по материалам научно-информационного издания "Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь", выпуск 6, 2005. Мн., "Белпринт", 2007, стр. 211–214.
При использовании материалов ссылка на сайт и издание ОБЯЗАТЕЛЬНА