Белорусский экслибрис 1960-1970-х гг. в собрании НХМ РБ

Начало формирования коллекции белорусского экслибриса в собрании НХМ РБ относится к 1960 году, когда в Государственном художественном музее БССР (далее ГХМ БССР) состоялась ретроспективная выставка книжного знака. Она была организована на материале коллекции экслибриса художника Анатолия Николаевича Тычины, собирателя и автора-исполнителя большого количества книжных знаков. В экспозицию вошли лучшие образцы дореволюционного и советского экслибриса, представляющие интерес как с художественной, так и с исторической точки зрения.

Выставка экслибриса в Минске стала большим событием в художественной жизни. Она привлекла внимание широкого круга книголюбов и художников к этому интересному виду графического искусства, способствовала его дальнейшему развитию. Произведения, представленные в экспозиции, стали первым значительным приобретением книжного знака в ГХМ БССР.

Коллекция белорусского книжного знака 1960–1970-х гг. в собрании НХМ РБ связана, в первую очередь, с продолжением сотрудничества с художником А.Н. Тычиной. Музеем в 1979 и 1982 гг. были приобретены экслибрисы, выполненные самим графиком и его современниками.

Первые книжные знаки им были исполнены для председателя БТБ Н.Н. Щекотихина, а также членов общества: этнографа Н.И. Касперовича, литературоведа и писателя В.Ф. Вольского.

Экслибрисы этого периода отличались большим мастерством и принесли художнику широкую известность. Свою работу по созданию экслибрисов, начатую в 1920-е гг., А.Н. Тычина возобновляет в 1960-е. В последующие два десятилетия он гравирует более тридцати книжных знаков, основная часть которых пополнила фонд художественного музея.

 

Последним крупным приобретением НХМ РБ явились экслибрисы Евгения Николаевича Тихановича, известного белорусского живописца и графика, поступившие от членов его семьи. Художник создал более 400 книжных знаков, половина из которых ныне находится в собрании художественного музея. Экслибрисы датируются второй половиной 1960-х – началом 1980-х гг., временем активной творческой деятельности Е.Н. Тихановича в области экслибриса.

Художник вел большую переписку с книголюбами и любителями малой графики. Число его корреспондентов непрестанно росло также и за счет зарубежных друзей, желающих иметь экслибрисы для себя и своей коллекции.

Возрождение книжного знака в Беларуси в 1960-е гг. и его активное вхождение в художественную среду тех лет было вызвано такими факторами, как организация тематических и ретроспективных выставок, подготовка профессиональных творческих кадров, создание Минского клуба экслибрисистов при Союзе художников БССР, который объединял искусствоведов, художников и библиофилов, а также появление крупных коллекций книжного знака благодаря активной деятельности любителей и энтузиастов этого вида графики.

Книжные знаки стали одним из крупных явлений в изобразительном искусстве в период культурного подъема 1960–1970-х гг. В самой художественной форме белорусского экслибриса отразился интерес к дальнейшей судьбе книги как неотъемлемой части мировой духовной культуры.

Разнообразие графических техник, композиционных приемов, образных решений становится одной из главных тенденций рассматриваемого периода. Важным фактором расцвета книжного знака необходимо признать обновление лучших традиций отечественного экслибриса.

Существенную роль в этом процессе сыграли художники старшего поколения, явившиеся связующим звеном в ходе исторического развития. Такие мастера, как З. Горбовец, А. Тычина и другие, работая в присущей им манере, оставили в области экслибриса образцы классического стиля.

Формирование книжного знака в 1960-е гг. и совершенствование его художественных средств в 1970-е гг. невозможно представить без общего подъема искусства и литературы тех лет. Экслибрис как принадлежность книги, с одной стороны, и как часть графического искусства – с другой воплотил в себе черты прогрессивных сдвигов в художественном опыте, прежде всего, станковых форм искусства и, в частности, книжной графики.

В 1970-е гг. в ряды экслибрисистов включилось много молодых художников-графиков, которые принесли с собой больше свободы и разнообразия. Среди них следует отметить Л. Антимонова, Г. Грака, Н. Лозового, В. Микиту, В. Савича, Н. Селещука. Регулярное участие художников в выставках, издание каталогов и буклетов, деятельность Общества книголюбов сыграли роль катализатора в процессе формирования экслибриса как историко-художественного явления белорусского искусства.

Книжный знак Беларуси в обозначенный период активно использовал белорусскую народную изобразительную традицию, которая была воплощена в ряде характерных особенностей.

Первой необходимо выделить интерес к достижениям традиционной культуры. При анализе книжного знака это отчетливо прослеживается в использовании элементов национального костюма и орнамента, предметов быта. Примером могут служить экслибрисы А. Тычины (книжный знак Язепа Пушчы), Е. Тихановича (экслибрисы П. Герасимовича и П. Бровки), Н. Гугнина (книжный знак Я. Сахуты) и др.

Не менее важной чертой белорусского экслибриса 1960–1970-х гг. является создание образов деятелей белорусской истории и культуры. В произведениях Е. Тихановича, Н. Лозового, В. Савича, Н. Купавы привлекают внимание портретные изображения Франциска Скорины, Максима Богдановича, Элоизы Пашкевич (Цётка).

Художники не оставляют без внимания и такой важный аспект исторического прошлого Беларуси, как национальная символика. В своих работах ее активно разрабатывает и  использует художник В. Савич. Образы родной природы в экслибрисе создает Е. Красовский. Пейзаж в книжных знаках может приобретать символическое звучание как собирательный обобщенный образ национального природного мира.

С другой стороны, на формирование художественного стиля белорусского экслибриса 1960–1970-х гг. большое влияние оказали художественные школы соседних регионов. Развитие книжного знака в Беларуси невозможно представить в отрыве от мировых художественных традиций. Белорусский экслибрис на всех этапах своего существования не был явлением локальным.

 

В силу сложившихся историко-культурных отношений белорусское искусство всегда было тесно связано с соседними регионами – Литвой, Польшей, Россией. Поэтому при рассмотрении белорусского книжного знака необходимо учитывать опыт соседних графических школ, который, как правило, оказывал положительное влияние. Этот опыт привносился и самими художниками, работавшими на территории Беларуси. География учебных заведений, которые они закончили, включает в себя такие города, как Москва, Петербург, Киев, Львов, Одесса, Варшава, Вильнюс, Рига.

Так, например, Зиновий Горбовец, который в 1970-е еще продолжал создавать экслибрисы, учился во ВХУТЕИНе у Владимира Фаворского. Влияние русской школы и, в частности, мастерской В. Фаворского, прежде всего, сказывалось в высоком уровне исполнения гравюр в особом духовном отношении к экслибрису.

Такие мастера книжного знака, как В. Фролов, Е. Голяховский, А. Калашников, активно работавшие в области экслибриса в 1960–1970-е гг., демонстрировали примеры разнообразных творческих подходов в рамках классического метода. В этом отношении значение русской школы выражалось в общем уровне профессионализма и графической культуры.

В белорусской школе, особенно в 1970-е гг., заметны тенденции по совершенствованию художественного языка экслибриса. Ряд произведений, выполненных в этот период, показывает, что художники Е. Тиханович, Н. Лозовой, Е. Красовский, Г. Грак, Л. Антимонов, А. Кашкуревич и многие другие овладевают виртуозным мастерством гравирования и разнообразными манерами исполнения.

Геополитическое положение Беларуси и общность исторических корней с соседними западными государствами – Литвой и Польшей – наложило свой отпечаток и на экслибрис. У литовских соседей сильнее чувствуются народные традиции и тяготение к условности, стилизации, в них много юмора и меткости характеристик. Эти качества в определенной степени характерны и для белорусских экслибрисов, выполненных Н. Лозовым, Е. Тихановичем и др.

Польская графика в целом обладала более передовым, если можно так сказать, дизайнерским методом видения. Что касается экслибриса, то здесь есть чему поучиться. Лучшие образцы польского книжного знака демонстрируют изящество стиля, оригинальность решений. Внимательный зритель найдет немало параллелей с творчеством белорусских художников.

В своей основательности и сохранении реалистических традиций белорусский книжный знак в 1960-е гг. более тяготел к русской школе, что прослеживается в творчестве мастеров старшего и среднего поколений, таких, как А. Тычина, Г. Грак, Н. Лозовой, Ю. Кухарев и др. Тем не менее, в период 1970-х гг. разнообразие техник и стилевых направлений, поиск нового образного языка говорят о том, что искусство белорусского книжного знака впитывало в себя и переплавляло на свой лад все лучшие достижения западной и восточной графических школ.

Особое внимание следует уделить творческим индивидуальностям художников, работавшим в экслибрисе, среди которых выделяются  несколько групп.

К первой можно отнести мастеров старшего поколения, которые по-разному подходили к созданию формулы книжного знака. Такие художники, как А. Тычина и Е. Тиханович стояли на позиции традиционных решений, зачастую характеризующихся повествовательностью и иллюстративностью.

Е. Красовский и Б. Малкин, наоборот, идут по пути формальных поисков и экспериментов в области графических манер.

Художником-новатором в области собственного художественного языка заявил о себе Г. Тиханович, который принадлежал уже к следующему поколению графиков. Художник смело и оригинально использует изобразительные возможности техники офорта, свободно вводит цвет, выводя экслибрис за пределы узких рамок книжной вклейки до самостоятельного произведения.

А. Кашкуревич, Г. Грак, Н. Гугнин, Ю. Кухарев, в отличие от Г. Тихановича, работают в области поиска «эмблемности», создавая именно знаки владельцев при помощи знаковости и символичности. Посредством строгого отбора предметов или изобразительных мотивов художники раскрывают характер увлечений, род занятий, духовный мир заказчика. Как правило, такие произведения отличаются емким содержанием при лаконичности изобразительных средств.

Отдельной группой можно выделить художников Л. Антимонова, Н. Лозового, В. Савича, Н. Селещука, создающих новые образно-стилевые произведения. В них ярко звучит диалог с прошлым, переосмысленным на современном этапе благодаря совершенствованию графического языка, использованию свежих тем и образов, что позволяло в 1970-е гг. быть в авангарде достижений изобразительного искусства.

Белорусский экслибрис 1960–1970-х гг. проходит свой сложный путь художественного развития. Этот своеобразный и интересный вид графического искусства в обозначенный период времени возрождается на основе заложенных ранее традиций, переживает этап своего становления и ищет оригинальные пути в устоявшейся традиции. Многообразие творческих подходов в смысловом и композиционном решении, наличие ярких художников, свой собственный художественный стиль, в котором отразился самобытный дух национальной культуры, дает возможность рассматривать белорусский экслибрис этого времени как уникальное художественное явление в белорусском изобразительном искусстве второй половины XX века.

 

Карелина М.С.

публикуется по материалам научно-информационного издания "Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь", выпуск 7.  Мн., "Белпринт", 2008, стр. 274–279.

При использовании материалов ссылка на сайт и издание ОБЯЗАТЕЛЬНА

частые вопросы
Где я могу припарковать автомобиль?

Ближайшие парковочные места находятся вдоль ул. Карла Маркса (парковка платная).

Есть ли в музее wi-fi?

Да, на первом этаже главного корпуса можно подключиться к бесплатному wi-fi, точка доступа Artmuseum.by free wi-fi 

Можно ли находиться в музее в верхней одежде?

Правила посещения музея не предусматривают посещение экспозиции в верхней одежде. Ее необходимо оставить в гардеробе.

С какими вещами находиться в музейных залах нельзя?

Все габаритные сумки, рюкзаки, пакеты, зонты необходимо сдать в гардероб или оставить в камере хранения. Бутылки с водой проносить на экспозицию нельзя, пить воду можно в вестибюле или музейном кафе на первом этаже.

Можно ли посещать экспозицию музея с детской коляской?

Да, мы рады посетителям возрастной категории 0+. Обратите внимание на то, что на первом этаже музея расположено только 5 выставочных залов. Для того чтобы посетить другие – необходимо подняться по лестнице.

Новый корпус – это где?

Новый корпус – все то же здание по ул. Ленина, 20. Попасть в экспозиции нового корпуса можно через главный вход в музей. В залах русского искусства есть переход в новые залы, которые были пристроены к основному зданию в 2006 году.

Есть ли в музее лифт?

К сожалению, в музее нет лифта. Главное здание музея было построено в 1957 году, и лифт не был предусмотрен в архитектурном проекте.

Какие условия созданы для посещения людьми с ограниченными возможностями?

Для беспрепятственного изучения экспозиции верхних этажей в музее есть специальный подъемник. Если он необходим для Вашего визита в музей, пожалуйста, свяжитесь с администратором экскурсионного бюро по городскому номеру: 397-01-63 либо 342-87-87.

В экспозиции нового корпуса находятся специальные картины и скульптуры для тактильного изучения, оснащенные звуковой записью с подробным описанием произведений.

Существует ли в музее день бесплатного посещения?

Последняя среда месяца – день льготного посещения. Входной билет в последнюю среду каждого месяца составляет 4 руб. для взрослых, 2 руб. для школьников и студентов дневной формы обучения.

Есть ли скидки на приобретение входного билета для пенсионеров?

К сожалению, льготы для людей пенсионного возраста в музее не предусмотрены.

Есть ли в музее аудиогид?

Услуга аудиогида оплачивается при посещении в сувенирном киоске музея. Аудиогиды по постоянной экспозиции музея доступны на белорусском, русском, английском и китайском языках.

Как мне попасть на экскурсию?

В экскурсионном бюро производится запись организованных групп от пяти человек и индивидуальных экскурсий (групп до пяти человек).

Записываться необходимо как минимум за неделю до предполагаемого визита по городскому телефону: 397-01-63. В рамках акций и специальных мероприятий музей нередко устраивает сборные экскурсии по входному билету в музей.

Подробная афиша всех событий публикуется в разделе «Новости».

  • Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник - среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • вторник

    выходной день

  • Минск
    ул. Интернациональная, 33А

  • вторник - суббота

    с 10:00 до 18:00

  • воскресенье - понедельник

    выходные дни


  • среда - воскресенье

    с 10:00 до 17:00

  • понедельник - вторник

    выходные дни

  • Могилев
    ул. Ленинская, 37

  • среда - воскресенье

    с 11:00 до 18:00

  • понедельник - вторник

    выходные дни