Длительное время «Натюрморт с цветами и бабочками» приписывался кисти неизвестного голландского художника XVII века. В ходе реставрационных работ в правом нижнем углу картины, на изображении каменной плиты, служащей пьедесталом для стеклянной вазы с букетом цветов, была обнаружена часть подписи: «Joh…».

Определить художника, имея в распоряжении только три буквы его предположительного имени, – задача не из легких. Очевидным было лишь то, что это имя должно было «звучать» либо Johann, либо Johannes. Хотя подобные имена были весьма популярны в Голландии, Германии и Австрии, первоначальные поиски стилистических аналогий к натюрморту из коллекции музея велись среди художников голландской школы, как было заявлено в предшествующей атрибуции.

Однако, несмотря на кажущееся сходство, прихотливые композиции голландских художников чаще всего представляют собой пышные букеты в керамических вазах, украшенных рельефами и установленных на мраморных столешницах, с непременным включением в композицию разнообразных бабочек, улиток, жуков и прочих насекомых. Каждый элемент такого натюрморта, будь-то насекомое или цветок, некогда имел свой символический смысл, но со временем превратился просто в дань традиции. Виртуозная проработка деталей, ювелирная тонкость письма, передающего малейшие нюансы света и цвета, эмалевый блеск фактуры, предельная завершенность, отличающие манеру голландских мастеров, с одной стороны, и не «дотягивающий» до этого уровня натюрморт из коллекции музея,  с другой, заставили вспомнить об имитационной живописи, распространившейся в XVIIIвеке в первую очередь в Германии, странах Северной Европы, Чехии и др. Возросший интерес к коллекционированию картин старой голландской живописи в это время привел к появлению не только многочисленных подражаний, но и копий, и подделок.

Среди подражателей крупнейшим голландским мастерам цветочных натюрмортов нам удалось обнаружить австрийского художника Иоганна Батиста Дрехслера (1756–1811), который подписывал свои работы Joh. Drechsler ƒ. Написание первых букв подписи на эталонных произведениях живописца полностью совпадает по начертанию с имеющимися на картине из коллекции музея. Характерное сокращение автором своего имени до первых трех букв и акцент на них убеждают в том, что подпись на «Натюрморте с цветами и бабочками» принадлежит именно этому венскому мастеру.

Иоганн Батист Дрехслер учился живописи у своего отца Йозефа Дрехслера (работал в 1746–1804 годах), художника по фарфору на Венской мануфактуре. Последовавший его примеру, талантливый Иоганн Батист уже в 16 лет был принят художником на Венскую королевскую фарфоровую мануфактуру, где он проработал до 1785 года. Спустя два года он стал профессором (1787), а затем и руководителем (1807) мастерской Академии изобразительных искусств в Вене готовящей художников по фарфору. Одним из первых Иоганн Батист Дрехслер стал украшать фарфор цветочными композициями в духе голландских цветочных натюрмортов XVII–XVIII веков. Эти мотивы получили широкое распространение в XIXвеке не только в Вене, но и в Майсене и других крупных центрах фарфорового производства. Помимо росписи по фарфору, Дрехслер пробовал себя в акварели и писал маслом.

В творчестве Иоганна Батиста Дрехслера соединились черты романтизма и зарождающегося австрийского бидермейера, господство которого пришлось на 1815 – конец 1840-х годов. Обращение художника к голландской живописи золотого века не было случайным. Как некогда в Голландии, так теперь в Австрии и Германии бюргерство стремилось создать уют в своих домах и украсить их произведениями искусства, которые бы отвечали их вкусам. Вновь становятся популярными картины небольшого формата на незамысловатые сюжеты. Особой популярностью в эпоху бидермейера пользуются натюрморты с их «исключительным интересом и любовью к предметному миру». Близка художникам бидермейера и скрупулезная голландская манера письма, ведь они тоже стремятся выписать в мельчайших подробностях все детали так, «чтобы было “точь-в-точь как в жизни”»[i].

Дрехслер, сосредоточившись на цветочных натюрмортах, достиг больших успехов в своем «подражании» голландцам. Его произведения хранятся в крупнейших музеях Европы и России: Музее Лихтенштейн (Вена), Австрийской галерее Бельведер (Вена), Музее изобразительного искусства в Лейпциге, Мюнхенской Пинакотеке, Национальном музее в Варшаве, Музее изобразительного искусства в Будапеште, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

  • 220030, Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник, вторник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • Касса и Музейный магазин

  • понедельник, вторник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 18:30

  • четверг

    с 13:00 до 20:30