Выставка

Мир фантазий

Мир фантазий

Национальный художественный музей Республики Беларусь Главный корпус

В вестибюле Национального художественного музея Республики Беларусь с 14 июля 2021 года начнет свою работу выставка фарфора Эмилии Александровны Фокиной «Мир фантазий».

Эмилия Александровна Фокина (1936 г. р.) – мастер декоративно-прикладного искусства, член Союза художников СССР, член Белорусского союза художников. Уроженка города Томска, она в 1959 году окончила отделение керамики в Одесском художественном училище. Работает в техниках кобальтовой росписи, росписи солями и росписи витражными красками, но любимый материал мастера – фарфор. 

В ранний, так называемый «кубанский» период Э. А. Фокина плодотворно работала в фарфоре на Краснодарском фарфоровом заводе. В произведениях этого периода, например, в вазах «Изобилие» (1963), «Кубанец» (1965), наборе «Мэфэ» (1965) отразилось все разнообразие проявлений эстетического чувства в народном творчестве этого края.

Второй период творческой биографии мастера связан с Русским Севером, куда Э. А. Фокина переехала вслед за мужем. Изучая творчество народов Севера, художница открыла для себя новые технологические процессы обжига керамики. Расширился и тематический диапазон – набор «Русские купала» (1967), сервиз «Морские врата» (1970). Представленная на выставке работа «Синяя птица» (1972) относится к «северному» периоду творчества. 

На протяжении творческого пути Эмилия Фокина активно участвовала в областных, республиканских, зональных и всесоюзных выставках в Краснодаре, Архангельске, Ростове-на-Дону, Кирове, Мурманске, Москве, Ленинграде. Одной из значимых выставок стала зональная выставка «Ленинград» 1964 года, где автор была представлена набором «Утро». Участие в этих выставках для Э. Фокиной имело важное значении, так как давало возможность показать свое мастерство и на международной арене. Так, художница приняла участие в международной промышленной выставке в Канаде, Монреаль (1967). 

С переездом в Беларусь в 1974 году начинается наиболее плодотворный период в творчестве Эмилии Фокиной. Как и ранее, творческое кредо художницы базируется на глубоком постижении народной культуры. Мастер черпает из нее вдохновение для своего творчества. В это же время, помимо творческой деятельности, раскрывается и педагогический талант Э. А. Фокиной. На протяжении двадцать девяти лет она успешно руководила студией «Крыничка» при Республиканском центре народного творчества детей и молодежи. Пожалуй, ни одна другая студия в то время не предлагала своим воспитанникам для освоения такое разнообразие техник. Под чутким руководством Эмилии Александровны дети овладевали секретами белорусской «маляванки», соломоплетения, занимались лепкой и вытинанкой, создавали кукол, выражали свои фантазии в графических и живописных композициях.

В керамике Эмилии Фокиной белорусского периода преобладает орнаментальный декор, в который часто вплетаются изобразительные мотивы. Вазы «Праздничная» (1976), «Цвети, родная Беларусь» (1978), «Минск – город-герой» (1982) воплощают собирательный торжественный образ Беларуси. Удачно сочетаются с геральдическим орнаментом городской пейзаж и памятные места Минска в серии блюд «Город мой родной» (1985).

Работая в техниках кобальтовой росписи и росписи солями, Э. Фокина декорирует керамические изделия васильками, цветками папоротника, элементами вытинанки. Это можно увидеть в знаковых для автора работах, например, в сервизах для чая «Папараць-кветка» (1985), «Корзиночка» (1985), «Натюрморт» (1985), декоративных вазах «Петушок» и «Синий цветок» (обе – 1978), «Райские птицы» (1985), «Птичий рай» (2000), «Беловежская сказка» (2000). Мастер изучила народную роспись по дереву и ткани.

В последние годы Э. А. Фокина увлечена декоративной живописью по фарфору. Особая, поистине виртуозная восприимчивость Эмилии Александровны к народному творчеству проявились в фантастически сказочных композициях, где главная роль принадлежит птицам, животным и растениям. Их реалистичная внешность как бы пропускается сквозь призму мироощущения и фантазии автора и выражается в виде диковинных существ.

Яркая, удивительно тонкая по цвету и психологическому настрою большая серия декоративных блюд «Он и Она» (2018–2019) неоднократно экспонировалась на выставках. Данная серия решена в виде разговора молодой пары, что хорошо прослеживается в названии блюд, например, «Привет, дорогая», «Это я, дорогой», и раскрывается в своеобразном, характерном для творчества Эмилии Александровны изобразительном языке. Особый личностный характер имеет серия декоративных блюд «Мой Эдем», в которой автор остается наедине со своими мыслями и фантазиями о приватном «райском месте». При помощи фарфора и росписи витражными красками Фокина изображает через призму своего мировоззрения райское место, наполненное необычными животными, которых окружают растения. 

Иной характер несет серия из шести декоративных тарелок «XXI век» (2018–2019), возникшая как отклик на события мировой истории («Движение времени», «Единство», «Время конфликта», «Стабильность», «Путь к совершенству»). Так, декоративное блюдо из этой серии «Взаимодействие» отображает отношения родных для Эмилии Фокиной стран – Беларуси и России. Серия блюд «Ассоциации» представляет фантазийных животных, символизирующих понятия «Агрессор», «Пучеглазка», «Лукавый взгляд». Указанные серии Эмилии Александровны Фокиной отличаются четким и изысканным рисунком. В изобразительной манере и цветовых сочетаниях преобладает декоративность.

В каждой серии Эмилии Александровны присутствует ее мнение, ее взгляд и ответ на окружающие и волнующие автора события и вопросы. Своими сериями, творчеством она создает свой собственный мир. «Мир фантазий» от Эмилии Фокиной – диковинный и необычный, яркий и в то же время приковывающий взгляд зрителя.