В экспозиции будет представлено более 40 произведений живописи и графики из коллекции автора, созданных им за последние 20 лет. Демонстрируемый короткометражный фильм «Мастер-класс от автора» расскажет об увлекательном процессе превращения «чистого листа» в законченное произведение. Яркий, динамичный мастер предстаёт личностью сложной и многогранной, чувствительной и возвышенной. В своём стремлении познать и отразить мир он, как демиург, талантливый человек и давно состоявшийся художник, редко бывает удовлетворён результатами собственного творческого труда. Название юбилейной выставки раскрывает специфику творчества художника последних десятилетий. Термин «маргиналии» (в переводе с латыни – «находящийся на краю») обозначает рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем, которые содержат комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста или мысли. В истории белорусского искусства Александр Коновалов оставляет свои выбивающиеся из общего русла художнические «заметки».
Искусство Александра Коновалова представляет собой интересную, изысканную и изящную форму осмысления действительности, наполненную вневременными ценностями. Он создаёт свой эмоциональный «театр» формы, образов и цвета, которые выходят за пределы обыденности. Художественная структура его произведений, выполненных на бумаге и холсте с использованием различных фактурных материалов – сетки, фольги, ниток, этикеток – наравне с живописными цветовыми пятнами, исполненными маслом, акрилом, гуашью, выявляет взаимосвязь социальной и духовной сферы, ведёт к осознанию творцом своего «я».
Несмотря на то, что мировоззрение художника формировалось в советское время, в эпоху соцреализма, особое влияние на его художническое видение оказали идеи экзистенциализма. Александр Коновалов – художник с особенным душевно-эмоциональным, обострённо-личностным началом, он «выплёскивает» на холст эмоции, «делится» переживаниями и своим самоощущением.
В своём творчестве художник движется к картине, которая не столько «отражает», изображая внешнее, сколько выражает внутреннее. Он отмечает для себя, что «искусство это не просто игра, это то неуловимое подсознательное, познав которое и доверившись ему, можно приблизиться к иллюзорной сущности мироздания». Используемый в качестве главного принципа формообразования метод коллажа/монтажа при всём своём постоянстве весьма вариативен, и художник мастерски и свободно преодолевает возможные моменты однообразия. Александр Коновалов выступает в разных амплуа: как архитектор, как колорист, как режиссёр. В его живописных полотнах и графических листах выявляется притягательная сила, заставляющая всматриваться в эти сложносочинённые композиции, наполненные цветом, линиями и игрой фактур. Его живописно-вещественные коллажи являются фрагментами реального мира, несут тактильную информацию. Художник ищет другой, сверхчувственный уровень восприятия, в котором интуитивно, возможно, и раскрывается «бытие в своей подлинности во вневременном континууме».
Размышляя о единстве духовного и земного, которое роднит людей в различных пространствах мира, Александр Коновалов прибегает к универсальным для всех людей знакам, символам, чувствам. Именно благодаря им оказываются возможными связь и общение между людьми разных культур. А символ – это не только узнаваемый силуэт, но и цвет, фактура, запах, звук…