На выставке представлено более 80 произведений мастера за полувековой период его творчества из обширных коллекций Национального художественного музея Республики Беларусь и Белорусского государственного архива-музея, в которых хранятся более 750 произведений мастера. Приехав после окончания учебы в художественной школе в Омске в Минск в 1922 году, Анатолий Тычина начал графическую летопись города, последние произведения которой датируются серединой 1980-х – временем перестройки. Он стал востребованным художником-иллюстратором Белорусского государственного издательства (за творческую жизнь оформил более 200 книг), хранителем коллекции, художником, коллекционером и пропагандистом малого жанра графики – экслибриса, художником-оформителем многих белорусских музейных и выставочных экспозиций Минска и Москвы 1920–1960-х годов, одним из первых минских дизайнеров.
На юбилейной выставке зритель увидит весь широкий диапазон и разнообразие творчества мастера, начиная с изысканных произведений 1920-х годов в стилистике «Мира искусства», а также чудом уцелевших рисунков и плакатов периода индустриализации 1930-х, графического оформления белорусских журналов 1920–1930-х годов Белорусского государственного издательства, в том числе и уникального собрания эскизов стандартных «супрематических» обложек 1930–1931 годов (коллекция БГАМЛиИ), до нескольких классических произведений из огромной коллекции экслибрисов, зарисовок с натуры сельхозкоммун Полесья 1941 года, цветных линогравюр 1960-х из цикла «Водный транспорт Беларуси» и дизайна оберток конфет минской фабрики «Коммунарка» (из собрания БГАМЛиИ).
Но самое главное, не устаревающее – поэтическая сюита рисунков и линогравюр, посвящённая Минску довоенному и периода послевоенного восстановления. Тычину не зря называют «песняром белорусской столицы», ее летописцем. Бесценны его насыщенные деталями городского быта наброски с натуры гуашью, тушью, чернилами и пером начала 1920-х, созданные с натуры, образы военного Минска 1940-х годов из серии «Раны моего города». Он создал особый образ города: романтический солнечный «Минск Тычины», «город-Феникс», восставший из пепла, который сменился в 1960-е «Минском Данцига», показавшего иное, суровое лицо индустриального Минска.
Минск Тычины – не только образ удобного для людей образцового социалистического города. На основе собственных фотографий мастер создает образ чарующего города, цветущего под мирным небом, одной из самых молодых столиц республик СССР. Тычина выбирает знаковые постройки нового Минска – въездные дома-башни города, Сталинский проспект, Дворец профсоюзов или Дом офицеров и вокзал, отреставрированные после войны. Главное в его линогравюрах – особый теплый, солнечный свет, озаряющий город, создающий неповторимую поэтическую атмосферу Минска. Обаяние его работ в том, что он смог проникнуть в душу города, заставил посмотреть на новый Минск своими влюбленными глазами. Не зря многие ракурсы, найденные в композициях линогравюр Тычины, впоследствии стали открытками, разошлись многотысячными тиражами. Эта серия стала визитной карточкой мастера, художественным и историческим документом, гимном красоте преображенной в 1950-е и восстановленной из руин белорусской столицы. Тычине удалось сполна использовать специфические качества нового материала ХХ века – цветной тоновой линогравюры, применив несколько досок, подчеркнув лаконизм ее художественного языка, сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала, возможность использовать большой размер листа, добиваться высокой тиражности цикла до 600 экземпляров. Без этой серии невозможно себе представить историю искусства Беларуси ХХ века. Выставка приурочена к 955-летию Минска и Году исторической памяти.
Работа выставки продлится
до 13 ноября 2022 года