Выставка

"Борис и Иван Казаковы: постскриптум"

"Борис и Иван Казаковы: постскриптум"

Национальный художественный музей Республики Беларусь Выставочный корпус

Выставка «Борис и Иван Казаковы: постскриптум», которая начнёт работать с 22 апреля, приурочена к 85-летию Бориса Ивановича Казакова (1937—2008), живописца и графика, заслуженного деятеля искусств Беларуси. Экспозиция включает около 50 произведений из собраний Национального художественного музея Республики Беларусь и Белорусского союза художников.

На выставке будут демонстрироваться не только законченные полотна, но и этюды, наброски, которые в большинстве своём не экспонировались прежде. В таком формате выставка смогла состояться благодаря дару, поступившему в музей в 2018 году от Ирины Габбасовны Рашкевич, свояченицы художника, ставшей единственной наследницей семьи Казаковых. Она увеличила музейную коллекцию на десятки произведений Бориса Казакова и «создала» небольшое собрание работ его сына Ивана (1975—2003), что дало возможность показать на этой выставке творчество обоих – зрелого, цельного мастера и молодого художника, которому не было суждено обрести вполне определившийся творческий облик.

Представленные на выставке произведения Бориса Казакова созданы в 1959—2007-х годах, в основном же – в 1970—1990-е. Художник был и остался одним из самых значимых мастеров своего поколения в белорусском искусстве. Это определялось как содержательной, так и формальной сторонами его творчества. Борис Иванович умел в кругу традиционных для советского и постсоветского искусства тем, сюжетов и образов найти непривычные ракурсы, способы подачи, смысловую и эмоциональную остроту. Думающий и ищущий, созерцательный и серьёзный, «взыскующий» правды и высокой правды, надеющийся сказать своё слово в искусстве и слово веское, значимое – таким был этот мастер.

В 1970-е годы заметно расширился круг традиций в искусстве, к которым обращались художники в поисках творческих единомышленников. Борису Казакову близкими оказались мастера Северного Возрождения, американский художник Эндрю Уайет. Объединяет этих живописцев стремление и умение показать красоту и поэзию мира без его идеализации, увидеть в обыденном сущностное, высокое. И форму Борис Казаков находил для изображения повседневного и неброского достаточно эффектную – контрасты света и тени, цветовую насыщенность и декоративно-символическое звучание цвета. Кроме того, сама техника наложения краски, обработки живописной поверхности сознательно и тщательно разрабатывалась художником и была названа им «стереоживописью». В результате его картины представляют собой не только образное целое, но и своего рода вещь, тщательно отделанную, завершённую во всех составляющих. Порой поверхность его картин напоминает зернь, порой чеканку, что создаёт, кроме фактурно-выразительных, дополнительные светоцветовые эффекты. («Хорошая картина как город, который нельзя построить разом, но чем дальше и внимательнее она создаётся, тем она содержательнее»).

Образный строй полотен, средства выразительности, выбор тем и сюжетов свидетельствуют, что Борис Иванович Казаков был преимущественно художником драмы и трагедии. Это, очевидно, связано не только с его мировоззрением («Материализация и овеществление моей души – мои работы»), но и опосредованно с его деятельностью сценографа, с которой начиналась его творческая жизнь. В работах художника соединяются любование, упоение красотой мира и понимание неотъемлемой драматичности, трагедийности этой жизни, что делает их неоднозначными, многоплановыми, более глубокими. Ряду произведений Бориса Казакова свойственна особая музыкальность, которая вызывает в памяти некоторые созвучия Баха.

Представленные на выставке этюды и картины, как «корни и крона» – фиксация жизненных впечатлений, настроений через визуальные образы и многоплановые, продуманные, тщательно отделанные произведения «для публики», как правило, непритязательная, но точная. Экспонирующиеся этюды, создававшиеся на протяжении полувека, хранят непосредственность и диапазон чувств художника, его живой, первозданный интерес к тому или иному мотиву.

Куратор выставки – Войцеховская Валентина Владимировна, ведущий научный сотрудник отдела белорусского искусства ХХ-ХХІ вв. 

Работа выставки продлится 
до 19 июня 2022 года

другие выставки
Портрет Л.П. Александровской
Портрет Л.П. Александровской

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Богоматерь Жировичская
Богоматерь Жировичская

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Выставка «Мир искусства в мире фарфора» из коллекции Виктора Суворова
Выставка «Мир искусства в мире фарфора» из коллекции Виктора Суворова

Музей Дом Ваньковичей

Архітэктурная спадчына…кропкі…
Архітэктурная спадчына…кропкі…

Национальный художественный музей Республики Беларусь

  • 220030, Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • вторник

    выходной день

  • Касса и Музейный магазин

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 18:30

  • четверг

    с 13:00 до 20:30

  • вторник

    выходной день

  • 223054, Минская область, Минский район, Острошицко-Городокский с/с, д. Околица
    ул. Ивановская, 17Б

  • среда - воскресенье

    с 10:00 до 17:00

  • Касса

    с 10:00 до 16:30

  • понедельник - вторник

    выходные дни