Бывшая сельская учительница из деревни Кисели Городокского района Витебской области Ольга Елисеевна, когда ей было уже за 70 лет, начала заниматься художественным тестилем в Минске, в семье дочери, художницы Марии Исаёнок, показавшей ей несколько приёмов вязания крючком. В течение последних 15 лет жизни она создала более 70 разнообразных произведений, работая увлеченно, подчас забывая о сне и отдыхе. Ее это так увлекло, что дня не хватало на осуществление задуманного. Каждой вещи, вышедшей из-под ее рук, она давала поэтическое образное название. Многие деревенские женщины с рождения наделены талантами к творчеству. У Ольги Павленко ощущается глубинная связь с мастерицами-ткачихами постилок и ковров Витебщины, которые сделаны в технике переборного ткачества. Простые композиции, контурные силуэты геометричных мотивов, мозаичная игра с разноцветными элементами декора, свободное, но упорядоченное колористическое решение – все это характерно для традиционного народного ткачества Витебщины, которое она впитала на уровне генетической памяти. Но в своих произведениях мастерица смогла отразить личные мысли и чувства, свою судьбу.
В народной культуре, созидательной и позитивной всегда есть красный, желтый и синий цвета. У Ольги Павленко эти сакральные цвета превратились в «цветущие поля». Эта созидательная сила вдохновляет – невозможно не улыбаться и радоваться, окунувшись в этот калейдоскоп красок. Она фантастическим образом соединила в своем творчестве два начала: геометрию и живописность, строгость и колорит.
Это цветное кружево легко масштабируется, становится то большим, то меньшим. Ее игра с масштабом поразительна, игра геометрии завораживает. В ней есть внутренняя смелость и абсолютное природное чувство ритма, размеренности, лада. И этот лад удивителен во всех ее вещах – произведениях искусства необычайной смелости. Ольга Елисеевна вязала скатерти, которые по сути являлись абстрактными картинами в текстиле. Если бы мы сейчас рядом повесили постеры шедевров европейского авангарда, то неизвестно, что по динамике, внутренней гармонии и дерзости цвета, крепости и здравости победило.
(По статьям Марии Исаёнок, Марии Винниковой, Елены Власовой)
Куратор – Надежда Усова, ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской работы Национального художественного музея Республики Беларусь