Выставка

Круг жизни. Скатерти Ольги Павленко

Круг жизни. Скатерти Ольги Павленко

Национальный художественный музей Республики Беларусь Главный корпус

Перед вами – удивительные, сказочные произведения народного мастера Ольги Елисеевны Павленко (1919–2008). Исследователи называют ее феноменом, “народным Матиссом”, “интуитивной авангардисткой”.

Бывшая сельская учительница из деревни Кисели Городокского района Витебской области Ольга Елисеевна, когда ей было уже за 70 лет, начала заниматься художественным тестилем в Минске, в семье дочери, художницы Марии Исаёнок, показавшей ей несколько приёмов вязания крючком. В течение последних 15 лет жизни она создала более 70 разнообразных произведений, работая увлеченно, подчас забывая о сне и отдыхе. Ее это так увлекло, что дня не хватало на осуществление задуманного. Каждой вещи, вышедшей из-под ее рук, она давала поэтическое образное название. Многие деревенские женщины с рождения наделены талантами к творчеству. У Ольги Павленко ощущается глубинная связь с мастерицами-ткачихами постилок и ковров Витебщины, которые сделаны в технике переборного ткачества. Простые композиции, контурные силуэты геометричных мотивов, мозаичная игра с разноцветными элементами декора, свободное, но упорядоченное колористическое решение – все это характерно для традиционного народного ткачества Витебщины, которое она впитала на уровне генетической памяти. Но в своих произведениях мастерица смогла отразить личные мысли и чувства, свою судьбу.

В народной культуре, созидательной и позитивной всегда есть красный, желтый и синий цвета. У Ольги Павленко эти сакральные цвета превратились в «цветущие поля». Эта созидательная сила вдохновляет – невозможно не улыбаться и радоваться, окунувшись в этот калейдоскоп красок. Она фантастическим образом соединила в своем творчестве два начала: геометрию и живописность, строгость и колорит. 

Это цветное кружево легко масштабируется, становится то большим, то меньшим. Ее игра с масштабом поразительна, игра геометрии завораживает. В ней есть внутренняя смелость и абсолютное природное чувство ритма, размеренности, лада. И этот лад удивителен во всех ее вещах – произведениях искусства необычайной смелости. Ольга Елисеевна вязала скатерти, которые по сути являлись абстрактными картинами в текстиле. Если бы мы сейчас рядом повесили постеры шедевров европейского авангарда, то неизвестно, что по динамике, внутренней гармонии и дерзости цвета, крепости и здравости победило.

 

(По статьям Марии Исаёнок, Марии Винниковой, Елены Власовой)