Леонид Хоботов принадлежит к чрезвычайно яркому поколению художников, которые с середины 1980-х годов изменяли художественное пространство Беларуси, утверждали новые ценности в искусстве и творческих стратегиях.
Воспитанник белорусской монументальной школы, ученик Гавриила Ващенко, с первых творческих шагов Леонид Хоботов стремился создать обобщенный художественный образ выразительным пластическим языком. Истоки своего творческого стиля связывают художника с развитием и переосмыслением художественных практик начала – середины ХХ века. Творческий путь Леонида Хоботова был очень насыщенным. Одним из наиболее ярких монументальных объектов художника стало художественное решение станции метро «Немига». Но вскоре он полностью увлекся живописью, в которой утверждал лепку живописной формы и одновременно ее упрощение.
Это была тенденция, выходившая за рамки общего направления официального искусства того времени. Неслучайно Леонид Хоботов был одним из инициаторов создания в конце 1980-х годов знаменитого художественного объединения «Немига-17». Члены этого объединения в своем желании по-новому выразить жизнь не принимали натуралистическую правдоподобность в творчестве, стремились к передаче не внешней формы явления или объекта, а его сущности, представления о нем. И способ обобщения формы предмета, а значит, и упрощения казался им многообещающим.
Попытки устно интерпретировать сюжеты произведений Леонида Хоботова часто не приводят к желаемому результату. Его картины ассоциативны, метафоричны, их воспринимаешь не через сюжет, а через выразительную, пластически насыщенную живопись. Однако натура – человек, предмет, природа – всегда является предпосылкой для создания Леонидом Хоботовым художественного образа. Отправной точкой для художника стала реальность, ее восприятие на чувственном уровне, переживание увиденного образа приобретает символическую рефлексию, отражающуюся на холсте в виде абстрактных, на первый взгляд, но реально-конкретных фигур.
Чем привлекает живопись Леонида Хоботова? В нем нет отточенного изображения, проработанной перспективы, тщательного полутонового моделирования. Художник сознательно стремится отойти от «правильности». Изобразительная пластика его картин основана на сопоставлении естественного состояния природы и впечатления от движения живописи. Для автора это был многолетний поиск нового универсального живописного языка, которым он стремился, избегая илюзорности, передать многомерность и синтетичность мира, пластически выражая его законы. И цель его творческих поисков заключается не в искусственной гармонии, а в гармонии по законам самой природы. Об этом говорил Сезанн – «гармония, параллельная природе».
Его картины подобны живой цветной ткани, а пластические явления возникают из глубины пространства: не свет, а светоносность цвета. Есть композиционная устойчивость, но в то же время отказ от стремления передать физическую привлекательность объекта, тела, которое становится чисто живописной субстанцией, существующей в трехмерном пространстве.
В экспозиции представлены многие программные, известные произведения автора, написанные им в разные годы. Но выставку нельзя назвать подведением итогов творческой деятельности Леонида Хоботова. Скорее – это утверждение его активности в современном художественном процессе. Новые работы художника, как и раньше, свободны от напластований литературности, салонности, туманного символиза. Его творчество несет на себе печать сильной творческой воли автора, и работы продолжают оставаться настоящей актуальной классикой белорусской культуры.