Выставка

Леонид Хоботов. Живопись

Леонид Хоботов. Живопись

Национальный художественный музей Республики Беларусь Главный корпус

23 декабря 2021 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоится открытие выставочного проекта белорусского живописца Леонида Васильевича Хоботова (род. 1950). На выставке будет представлено около 30 произведений живописи из фондов Национального художественного музея Республики Беларусь, Национального центра современных искусств Республики Беларусь, Белорусского союза художников и коллекции автора.

Леонид Хоботов принадлежит к чрезвычайно яркому поколению художников, которые с середины 1980-х годов изменяли художественное пространство Беларуси, утверждали новые ценности в искусстве и творческих стратегиях.

Воспитанник белорусской монументальной школы, ученик Гавриила Ващенко, с первых творческих шагов Леонид Хоботов стремился создать обобщенный художественный образ выразительным пластическим языком. Истоки своего творческого стиля связывают художника с развитием и переосмыслением художественных практик начала – середины ХХ века. Творческий путь Леонида Хоботова был очень насыщенным. Одним из наиболее ярких монументальных объектов художника стало художественное решение станции метро «Немига». Но вскоре он полностью увлекся живописью, в которой утверждал лепку живописной формы и одновременно ее упрощение.

Это была тенденция, выходившая за рамки общего направления официального искусства того времени. Неслучайно Леонид Хоботов был одним из инициаторов создания в конце 1980-х годов знаменитого художественного объединения «Немига-17». Члены этого объединения в своем желании по-новому выразить жизнь не принимали натуралистическую правдоподобность в творчестве, стремились к передаче не внешней формы явления или объекта, а его сущности, представления о нем. И способ обобщения формы предмета, а значит, и упрощения казался им многообещающим.

Попытки устно интерпретировать сюжеты произведений Леонида Хоботова часто не приводят к желаемому результату. Его картины ассоциативны, метафоричны, их воспринимаешь не через сюжет, а через выразительную, пластически насыщенную живопись. Однако натура – человек, предмет, природа – всегда является предпосылкой для создания Леонидом Хоботовым художественного образа. Отправной точкой для художника стала реальность, ее восприятие на чувственном уровне, переживание увиденного образа приобретает символическую рефлексию, отражающуюся на холсте в виде абстрактных, на первый взгляд, но реально-конкретных фигур.

Чем привлекает живопись Леонида Хоботова? В нем нет отточенного изображения, проработанной перспективы, тщательного полутонового моделирования. Художник сознательно стремится отойти от «правильности». Изобразительная пластика его картин основана на сопоставлении естественного состояния природы и впечатления от движения живописи. Для автора это был многолетний поиск нового универсального живописного языка, которым он стремился, избегая илюзорности, передать многомерность и синтетичность мира, пластически выражая его законы. И цель его творческих поисков заключается не в искусственной гармонии, а в гармонии по законам самой природы. Об этом говорил Сезанн – «гармония, параллельная природе».

Его картины подобны живой цветной ткани, а пластические явления возникают из глубины пространства: не свет, а светоносность цвета. Есть композиционная устойчивость, но в то же время отказ от стремления передать физическую привлекательность объекта, тела, которое становится чисто живописной субстанцией, существующей в трехмерном пространстве.

В экспозиции представлены многие программные, известные произведения автора, написанные им в разные годы. Но выставку нельзя назвать подведением итогов творческой деятельности Леонида Хоботова. Скорее – это утверждение его активности в современном художественном процессе. Новые работы художника, как и раньше, свободны от напластований литературности, салонности, туманного символиза. Его творчество несет на себе печать сильной творческой воли автора, и работы продолжают оставаться настоящей актуальной классикой белорусской культуры.

Наталья Шарангович, искусствовед