Выставка «Художественному – 85. Афиши и фотографии» посвящена юбилейному году Национального художественного музея Республики Беларусь. Музейное собрание берёт своё начало с 24 января 1939 года – даты выдачи постановления Совнаркома БССР «Об организации картинной галереи в г. Минске».
В экспозицию вошло более 30 афиш и 35 фотографий из архива музея и Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, которые отражают самые знаковые страницы музейной истории, начиная с 1939 года и заканчивая событиями 2023 года. Афиши будут представлены в качестве экспонатов впервые.
Оригинальными маркерами истории Национального художественного музея Республики Беларусь являются афиши выставок, лекций, концертов, музейных акций и других событий. Выставочная деятельность Государственной картинной галереи БССР (1939–1957), Государственного художественного музея БССР (1957–1993), Национального художественного музея Республики Беларусь (с 1993) очень насыщенная и разнообразная. Фонд афиш составляет более 2000 единиц. К сожалению, не сохранились афиши первых выставок, которые проходили в Галерее в довоенное время: «Искусство Белорусской ССР» к Декаде белорусского искусства в Москве (1940), «Ленин и Сталин – организаторы БССР» (1940), «Художественные ремёсла народов СССР из Государственного историко-художественного музея-заповедника г. Загорска» (1941). Из послевоенного периода на выставке представлены наиболее «говорящие» экземпляры, которые иллюстрируют широкую географию выставочной деятельности музея (от Австралии и Эфиопии до США и Японии), свидетельствуют о сотрудничестве с ведущими музеями мира (Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Смитсоновский институт, Пражская Национальная галерея, Дрезденская галерея, Музей Виктории и Альберта и др.), демонстрируют разнообразие техник (акварель, литография, офорт, шелкография, офсетная печать), а также являются отражением своего времени.
Самые ранние афиши в экспозиции (1945 и 1946 годов) содержат полный перечень художников-участников выставок, что не характерно для афиш более позднего периода. В 1957 году на Гродненской фабрике офсетной печати был выпущен плакат Государственного художественного музея БССР тиражом 500 экземпляров. Плакат содержал информацию о коллекциях музея, времени работы и адрес, было указано также Министерство культуры БССР. Впервые на афише появляется прообраз логотипа – фасад главного корпуса музея. В это здание, спроектированное архитектором Михаилом Баклановым, галерея переехала как раз в 1957 году.
Следующий рекламный плакат музея появляется только в 1989 году, к 50-летию учреждения. За основу была взята картина Ивана Хруцкого «Портрет неизвестной с цветами и фруктами». В правом верхнем углу размещалась надпись «Государственный художественный музей БССР», причем на четырёх языках: белорусском, русском, английском и французском.
Созданием афиш для художественных выставок занимались профессиональные художники-графики, которые получали специальные заказы. Иногда использовался единый модуль для сменных текстов, изображения экспонатов и фотографии художников, но часто афиша представляла собой оригинальное авторское произведение. Музейные афиши расклеивались в городе на тумбах, завоевывали внимание прохожих и побуждали публику посетить музей. На выставке представлены афиши авторства Павла Семченко, Аделаиды Бетановой, Елены Лось, Сергея Саркисова, Владимира Васюка и др. Однако часто художники не подписывали свои произведения.
Афиши к выставкам «Искусство древних городов Беларуси IX–XIV вв.» и «Иконопись Беларуси XVII–XVIII вв.» (1990) в исполнении В. Васюка впервые содержат логотип музея – быстросчитываемый визуальный код в городском пространстве посреди изобилия другой информации. С 2005 года музейный логотип становится постоянным атрибутом афиш. Начинается визуальное формирование индивидуального фирменного стиля Художественного. Можно сказать, афиши перестали выполнять только информационную функцию, их значение и роль значительно расширились. Они становятся элементами музейного образа, первыми участниками музейной коммуникации, формируют имидж музея.
Афиши выставок и других музейных событий последних десяти лет представлены в экспозиции в цифровом формате.
Постепенно формировался и фонд музейных фотографий. На выставке демонстрируются уникальные кадры с открытия Галереи в 1939 году с участием первого директора Николая Михолапа (1939–1941). В 2020 году в музейный архив поступили копии фотоснимков августа 1941 года, сделанные персональным фотографом Адольфа Гитлера и его близкого окружения Вальтером Френцем, на которых показано, как рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер входит в залы Государственной картинной галереи в Минске. Эти съёмки в экспозиции довоенной картинной галереи – пока единственные, которые удалось отыскать.
Неоценимую помощь оказал музею Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов г. Дзержинска, передав в фонды более сотни фотографий.
Уже с 1950-ых годов в музее работали штатные профессиональные фотографы, в обязанности которых входила фотофиксация музейных событий и музейных предметов. На выставке представлены снимки, отражающие время и его атрибуты, интерьеры экспозиционных залов, посетителей музея, а также важные события в истории главной художественной сокровищницы страны.
Выставка продлится до 24 марта 2024 г.
Кураторы: Диана Шантор (раздел «Музейные афиши»), заведующий отделом научно-просветительской работы; Надежда Усова (раздел “Фотографии”), ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской работы.