Выставка

Михаил Филиппович «Судьба художника»

Михаил Филиппович «Судьба художника»

Национальный художественный музей Республики Беларусь Главный корпус

4 февраля в Национальном художественном музее, в двух срединных залах первого этажа основного корпуса, открывается выставка «Судьба художника», посвящённая 125-летию выдающегося белорусского мастера Михаила Филипповича (1896–1947). На ней представлено около 150 произведений живописи, графики, скульптуры из минских музеев и частных собраний, фотографии и издания.

Михаил Матвеевич Филиппович – самый яркий, самобытный и национальный, чрезвычайно плодовитый, во многом уникальный белорусский художник, основной период творчества которого выпал на 1920-е – первую половину 1930-х годов. Десятки имеющихся ныне работ Филипповича – малая часть созданного им. И всё же для белорусского художника тех лет наследие его сохранилось на редкость полно и разнопланово, что позволяет непосредственно видеть развитие и перипетии его творческой судьбы. Живя в переходную, богатую различными художественными нововведениями эпоху конца XIX – первой трети XX века, Михаил Филиппович использовал их в своём творчестве почти все. То сплавлялись, то звучали сольно в его работах модерн, постимпрессионизм, футуризм, супрематизм, фовизм, экспрессионизм, неореализм, импрессионизм.

Уроженец Минска, сирота с раннего детства, Филиппович нашёл второй дом в семье своего дяди-кузнеца Фаддея Гурского. Учился в минском реальном училище, которое было во время Первой мировой войны эвакуировано в Ярославль. Первыми учителями рисования были К. Ермаков и Д. Полозов. Потом учился в Москве – в частной студии А. Хотулёва, в Свободных художественных мастерских (позже ВХУТЕМАС) у К. Коровина. Но бедность не позволила получить образование, и в 1921 году Филиппович возвращается в Минск, где начинает очень активную творческую, выставочную, музейную деятельность, являясь заведующим художественным отделом знаменитого БДМ (“Беларускі дзяржаўны музей”). В 1925–1930 годах смог продолжить образование во ВХУТЕМАСе / ВХУТЕИНе. Возвращение в Беларусь совпало с переменой общественно-политического курса на родине, и художник был вынужден снова уехать в Москву. Так между Минском и Москвой и проходила его жизнь.

На протяжении почти всего творческого четвертьвекового пути Михаил Филиппович активно работал, но наиболее ценными для национального искусства довелось стать произведениям, созданным в начале этого пути – «На Купалье», «Сказочный сюжет», «Хоровод», «Духов монастырь», «Старик-белорус с трубкой», «Битва на Немиге», «Женщина в намитке», «Старик-пастух с трубой», «Народное гулянье» и некоторые другие. Они, как принято говорить, вошли в сокровищницу искусства Беларуси, в достойной художественной форме воплощая различные грани жизни и истории страны, национального духа, не будучи национально ограниченными.

другие выставки
Художник на войне. Художник о войне. Художник после войны
Художник на войне. Художник о войне. Художник после войны

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Весенняя песня Людмилы Мягковой
Весенняя песня Людмилы Мягковой

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Адольф Гугель. Аповесць, напісаная фарбамі
Адольф Гугель. Аповесць, напісаная фарбамі

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Икона «Воскресение – Сошествие во ад»
Икона «Воскресение – Сошествие во ад»

Национальный художественный музей Республики Беларусь

  • 220030, Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • вторник

    выходной день

  • Касса и Музейный магазин

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 18:30

  • четверг

    с 13:00 до 20:30

  • вторник

    выходной день

  • 223054, Минская область, Минский район, Острошицко-Городокский с/с, д. Околица
    ул. Ивановская, 17Б

  • среда - воскресенье

    с 10:00 до 17:00

  • Касса

    с 10:00 до 16:30

  • понедельник - вторник

    выходные дни