Выставка

Рождение творчества. Выставка графических работ Леонида Щемелева

Рождение творчества. Выставка графических работ Леонида Щемелева

Национальный художественный музей Республики Беларусь Главный корпус

29 апреля 2023 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь начинает работу выставка графических произведений Леонида Дмитриевича Щемелева «Рождение творчества», приуроченная к 100-летию мастера (из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь и собрания семьи художника).

Леонид Щемелев (1923–2021), народный художник Беларуси, лауреат Государственной премии БССР, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства, оставил большое наследие зарисовок, набросков, эскизов к своим произведениям, это портреты, натюрморты, интерьерные и сюжетные композиции, автопортреты и пейзажи. Одной из характерных черт эскизных работ является наличие записей на полях о цвете красок для будущих живописных картин, детализированных фрагментов изображенной натуры, что свидетельствует о постоянном поиске, вариативности и желании улучшить композицию. Мастер не прибегал к нарочитой детализации изображения, беглый рисунок отражает самые существенные наблюдения, особенно это чувствуется в пейзажных зарисовках, где изображены белорусские просторы. Тема родной земли, природы и традиций основополагающая в творчестве Леонида Щемелева. Простые сюжеты всегда наполнены ощущением простора и воздуха. У художника пейзаж существует в неразрывной связи с человеком: будь то идущие в поле люди, разговаривающие между собой девушки или одинокая женщина на пастбище; они неизменные герои его композиций, которые наполняют пейзаж своим присутствием, позволяя зрителю невольно оказаться внутри композиции.

Портретные наброски нежно любимых детей и супруги, рисунки художников-единомышленников, друзей – живые, необычно выразительные, лишенные и тени искусственного подхода к человеку. Зачастую портретные образы легкие и наполнены любовью и уважением. Леонид Щемелев редко прибегал к рисунку как к самостоятельному жанру, однако в ранние годы своего творчества он создал ряд портретов карандашом («Портрет художника И. Басова», «Портрет рабочего Кузьмина» и др.)

Рисунки в экспозиции с острова Колгуев (Баренцево море) относятся ко времени творческих поездок, которые художник совершал на протяжении всей жизни. Впечатления от путешествий переданы чаще всего в беглых зарисовках, что также послужили материалом для последующих живописных произведений. В большинстве своем, сохраняя документальный характер, они весьма непосредственны: в них больше остроты, манера свободнее, форма своеобразнее, часто рисунок имеет эскизный, набросочный характер. Особенно активно в 1960-е годы Щемелев Л. Д. всё свободное от учебы и работы время путешествовал по просторам СССР: прошел весь север Восточно-Европейской равнины с Соловецкими островами, посетил Кавказский регион, Среднюю Азию. Этюдник, кисти, краски, цветные карандаши и альбомы – всё, что нужно было художнику, чтобы зафиксировать окружавшую его жизнь. Побывал художник в дальнейшем в Греции, Вьетнаме, Польше, Югославии, Франции, Австрии, Испании и др., но всегда тосковал по родной Беларуси, считая ее «самой красивой в свете». 

Излюбленной натурой для Леонида Щемелева были цветы – розы. О них он говорил так: «Вот я люблю писать цветы. Цветы – это мое отношение собственно к объекту изображения. Для меня имеет значение и то, каким образом цветы попали ко мне: или кто-то мне их подарил, или я сам их купил или сорвал, или где-то увидел, запомнил. Именно от этого зависит состояние и настроение натюрморта».

Основой для творчества Леонида Щемелева всегда была натура, он был мастером, отображавшим реальную жизнь, постоянно искал нужный ракурс, композицию, наполнял сюжет смыслом. Особенно ярко это выразилось в рисунках: даже небольшой эскиз всегда становился не только законченным произведением, но поводом для воплощения идеи в живописи.

Леонид Щемелев, выполняя рисунки, менял свою манеру в зависимости от творческой задачи. Он рисовал то тонкими, четкими штрихами в быстрой и немного эскизной манере, часто выбирая карандаш, то детально прорабатывал форму, моделируя ее бесконтурным рисунком; мастерски владел выразительной одноконтурной карандашной линией, прекрасно пользовался живописной светотеневой манерой.

 

Кураторы проекта – Светлана Кот, ведущий научный сотрудник отдела белорусского искусства ХХ–ХХІ вв. Национального художественного музея Республики Беларусь, Камилла Арутюнян, младший научный сотрудник отдела белорусского искусства ХХ–ХХІ вв. Национального художественного музея Республики Беларусь.

 

Выставка продлится до10 июля 2023 года

  • 220030, Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • вторник

    выходной день

  • Касса и Музейный магазин

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 18:30

  • четверг

    с 13:00 до 20:30

  • вторник

    выходной день

  • 223054, Минская область, Минский район, Острошицко-Городокский с/с, д. Околица
    ул. Ивановская, 17Б

  • среда - воскресенье

    с 10:00 до 17:00

  • Касса

    с 10:00 до 16:30

  • понедельник - вторник

    выходные дни