Язык символов всегда господствовал в искусстве, а цветам в нем отводилось особое место. Коллекция Национального художественного музея Республики Беларусь включает в себя немало интересных произведений, которые помогают проследить развитие флоросимволики и разгадать метафорический «язык цветов», известный еще со времен Античности. Почти каждый цветок наделялся собственным языком, который был разным для разных народов и менялся с течением времени. В искусстве многозначность образа цветка придает цветочному мотиву смысловую и эмоциональную полифоничность, философскую углубленность.
Выставка «Неизвестное об известном. О чем говорят цветы» позволяет зрителю узнать тайные послания, зашифрованные в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Экспозиция организована преимущественно таким образом, чтобы составилось представление о развитии флоросимволики в различных странах и культурах.
История символики цветов берет свое начало в глубокой древности. В Древней Греции, как и в Древнем Египте, обычай использования цветочных украшений во время религиозных и светских праздников был широко распространен. При этом цветы применялись не только для украшения, но и для выражения определенных эмоций, чувств, настроений. Они наделялись особыми значениями, символизируя весну и юность, сон, смерть и возрождение. Скоротечность жизни бутонов, их хрупкая красота и особенности цветения нашли отражение в многочисленных мифах и легендах. Однако свои устойчивые значения представители флоры начали приобретать в эпоху Средневековья под мощным влиянием христианской религии и церкви.
Красота окружающего мира в виде сложных цветочных композиций с символическим подтекстом запечатлена во многих картинах, начиная от яркого образца фламандской живописи XVII века (Д. Сегерс (1590–1661), «Мадонна в цветах») и заканчивая работами художников Парижской школы (М. Кикоин (1892–1968), П. Кремень (1890–1981), О. Любич (1896–1990), Ш. Царфин (1899/1900–1975) в XX веке.
Нередко художники дополняли цветочные натюрморты плодами, мелкими предметами, изображениями насекомых и животных. Эти образы выражали основную мысль произведения, подчеркивая мотив увядания, греховности всего земного. Cуществовал особый вид натюрморта Vanitas vanitatis («Суета сует»), являющийся аллегорией быстротечности и тленности всего земного, в котором цветам отводилась особенное место (И. Б. Дрехслер (1756–1811), «Натюрморт с цветами и бабочками» (конец 1780-х – начало 1790-х).
Живопись «цветов и плодов» занимала ведущее место в тематической структуре русского натюрморта XVIII–XIX веков. Признанным мастером этого жанра являлся И. Ф. Хруцкий (1810–1885), чьи работы представлены в экспозиции второго зала («Цветы и фрукты», 1839 и 1840).
Цветы, чья жизнь так коротка, а красота быстротечна, становятся благодатным объектом для творчества русских художников в начале XX столетия, когда происходит расцвет жанра натюрморта. Среди его лучших образцов – импрессионистические по своему происхождению, но по-разному обогащенные новыми художественными веяниями работы К. А. Коровина (1861–1939), романтизированно-приподнятые и остродекоративные образы П. В. Кузнецова (1878–1968), Н. Н. Сапунова (1880–1912), яркие, пластичные мотивы мастеров «Бубнового валета» (П. П. Кончаловского (1876–1956), И. И. Машкова (1881–1944) с их культом единства цвета и формы.
Отдельный зал экспозиции посвящен символике цветов в белорусском народном искусстве. В экспонируемых предметах – покрывалах, рушниках, сорочках, фартуках – переданы орнаментированные послания от наших предков. В них сконцентрированы их надежды, просьбы, мечты и многое другое. Вытканные руками орнаменты считались чудодейственными. Создавая их, наши предки хотели изменить что-то вокруг себя, в своей судьбе, в своей жизни, пытались повлиять на природные силы и на окружающих людей.
Цветы являются не просто героями и украшением работ художников, но и открывают тайный смысл, передают послание внимательному зрителю. Стоит лишь присмотреться – и «цветочный» язык раскроет загадки произведений.
На выставке «Неизвестное об известном. О чем говорят цветы» представлены работы из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь и корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».
Кураторы выставки – Виниченко Виктория Викторовна, старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства Национального художественного музея Республики Беларусь, Шантор Диана Георгиевна, заведующий отделом научно-просветительской работы.
Работа выставки продлится
до 13 ноября 2022 года
Партнёры проекта: ОАО Белгазпромбанк и Центральный ботанический сад Национальной академии наук Беларуси