Великая Отечественная война – одна из самых разрушительных и кровопролитных войн в истории нашей страны. На Беларусь пришелся один из первых ударов немецких войск по территории СССР: уже 28 июня 1941 года, через шесть дней после начала войны, был взят Минск, а к концу августа вся территория Беларуси была занята немецкими войсками. Три года оккупации и тяжелые бои, дважды прокатившиеся по территории страны, в 1941 и 1944 годах, унесли около двух миллионов жизней и оставили глубокий след в народном сознании. Для нескольких поколений недавняя история разделилась на «довоенную» и «послевоенную».
Война прошла и по судьбам многих белорусских художников. А. А. Астапович погиб в бою у деревни Рюхов Брянской области, А. М. Бразер и И. И. Мильчин – в минском гетто. Е. А. Зайцев, А. О. Бембель, А. К. Глебов, С. И. Селиханов, Н. М. Воронов, Л. Д. Щемелев, П. В. Маслеников сражались на фронте. В. А. Громыко, Г. Ф. Бржозовский участвовали в партизанском движении. З. И. Азгур, И. О. Ахремчик, Б. Ф. Звиногродский, А. В. Волков принимали участие в выпуске сатирического листка “Раздавім фашысцкую гадзіну”. М. А. Савицкий прошел через нацистские концлагеря. И. М. Басов был вынужден покинуть родные места и служил в трудовой армии под Москвой.
Военная тема закономерно стала одной из центральных в белорусском изобразительном искусстве послевоенных десятилетий и сыграла важную роль в формировании национальной художественной школы.
На выставке «Память народа» представлены работы разных лет: самые ранние из них созданы еще в военные годы, самые поздние – уже в независимой Беларуси. Таким образом, вниманию посетителей представлено творчество нескольких поколений художников, каждое из которых привнесло в военную тему свое мироощущение, свое понимание, свой чувственный опыт.
Произведения 1940–1950-х годов создавались художниками, чья творческая зрелость пришлась на предвоенные и военные годы (З. И. Азгур, А. О. Бембель, И. А. Давидович, Е. А. Зайцев, Е. Н. Тиханович). Работам этого периода, созданным в реалистическом стиле «по горячим следам», свойственны непосредственность впечатления, несложная повествовательность сюжетов, тщательность, «документальность» в передаче даже мелких деталей. Часто художники использовали для своих работ наброски и зарисовки, сделанные непосредственно на передовой или в партизанских отрядах. Именно по таким зарисовкам была написана картина Е. А. Зайцева «Стоять насмерть» (1948).
В 1960-е годы в искусство пришло новое поколение – те, кто застал войну в детстве и юности и как художник сформировался уже в послевоенные годы (В. А. Громыко, П. А. Данелия, М. В. Данциг, М. А. Савицкий, Л. Д. Щемелев). В творчестве мастеров нового поколения важность приобретает не фиксация событий войны и впечатлений от них, а их осмысление в контексте послевоенных реалий. Происходит постепенный отход от героического пафоса, повествовательности и иллюстративности сюжетов, для произведений нового поколения характерны простота и лаконичность выразительных средств, монументализм и статичность форм, углубленно-психологический подход к изображаемым сюжетам. Так формируется «суровый стиль», отличающий белорусскую советскую живопись 1960–1970-х годов.
В 1980–1990-х годах подход к военной теме опять претерпевает изменения. Военные годы все дальше уходят в историю, приходят новые поколения художников, уже войны не видевших, и вследствие этого появляется все больше композиций философического склада, не связанных с конкретными событиями и личностями. Произведения о войне приобретают романтический характер, они богато насыщены символами, метафорами, аллегориями. Разнообразные эксперименты с цветовой гаммой и композицией, размывание жанровых границ, соединение разновременных пластов в рамках одной работы, осмысление военной темы в религиозном, мифологическом, притчевом ракурсе – таковы характерные черты работ конца XXвека.
Выставка «Память народа. Великая Отечественная война в искусстве» дает возможность увидеть жанровое разнообразие работ на военную тематику и множественность способов трактовки военной темы в изобразительном искусстве, проследить, как изменялся живописный язык от иллюстративности в произведениях военных и первых послевоенных лет до более сложных, философских работ последних десятилетий XX века, и оценить значимость темы последней войны для белорусского искусства второй половины прошлого века и для формирования национального самосознания белорусов.