В 1998 году ее из Академии наук как единственного в Беларуси исследователя, специалиста по графике 1920–1930-х годов пригласил в музей директор Владимир Иванович Прокопцов. В 1997 году она защитила диссертацию в Нацинальной академии наук Беларуси «Художественная жизнь Беларуси. 1917–1932. Плакат, журнальная и газетная графика», собрав уникальный и никому неведомый материал, который вошел в соответствующие разделы 6-томной “Гісторыі беларускага мастацтва”, изданной в 1990-х годах. Л. Д. Наливайко выявила многочисленные примеры «молодняковской графики», агитационного плаката (более 100 экземпляров белорусского плаката в российских архивах), составила хроники художественной жизни Минска, Гомеля, Витебска, Смоленска, Вильно в 1917–1932 годах. Она была ответственной в музее за изучение огромного фонда белорусской тиражной графики ХХ века, насчитывавшего тысячи произведений. В широкий круг ее научных интересов входило изучение экслибрисов эпохи СССР, коллекция которых в нашем музее огромна – свыше 15 тысяч единиц хранения, а также графики художников 1920–1930-х годов, биографии которых были малоизвестны. Именно она ввела в научный оборот творчество известного графика Павла Гутковского, Владислава Стржеминского, Александра Ахола-Вало, Николая Тарасикова.
За время работы в музее Людмила Дмитриевна приняла участие в 12 научных конференциях, подготовила более 10 выставок, написала 120 статей, пополнив и без того огромный список своей научной и научно-популярной библиографии, который при всем желании невозможно опубликовать, поскольку он занимает 40 страниц текста – целую брошюру. Её статьи регулярно появлялись в журналах “Мастацтва Беларусі”, “Роднае слова”, газетах “Літаратура і мастацтва”, “Культура”, «Вечерний Минск» и др. Довольно часто Людмила Дмитриевна выступала в соавторстве с бывшим гродненцем, преподавателем БТХИ, искусствоведом Евгением Феликсовичем Шунейко, с которым дружила до последних лет жизни. Многие годы лично знакомая с доктором искусствоведения Л. Н. Дробовым помогла обработать его бесценный архив, переданный в 2008 году вдовой в Национальный художественный музей.
Людмила Дмитриевна отдавала себя работе сполна, была, невзирая на проблемы со здоровьем, чрезвычайно мобильна, страстно и увлеченно открывая все новые сведения о малоизвестных дотоле художниках, щедро делясь своими знаниями с коллегами. Примером может служить открытый ею оригинальный феномен, художник Александр Ахола-Вало, финн по национальности, который в 1920-е годы работал в Минске. Людмиле Дмитриевне удалось съездить к нему в Финляндию по гранту Института России и Западной Европы в г. Хельсинки в двухнедельную научную командировку и пригласить уже 90-летнего мастера приехать в Минск, поселив его у себя в квартире в Шабанах. О своих приключениях в Финляндии и общении с художником, которого многие считали фантазером, мистиком, человеком «не от мира сего», она любила с неподражаемым юмором рассказывать коллегам. Собранные материалы о жизни и творчестве мастера Л. Д. Наливайко передала Центру современного искусства в Витебске.
Ее долговременной и, к сожалению, неосуществленной мечтой было издание альбома произведений Александра Ахола-Вало, а также перевод и издание в Беларуси его научных мистический трудов, что, очевидно, станет задачей следующего поколения исследователей. Другим неосуществленным делом было собрание архива и открытие для белорусов имени выдающегося графика Анатолия Николаевича Тычины, с женой которого она дружила. Людмила Дмитриевна написала несколько статей и издала альбом «Мой Минск», посвященный творчеству Тычины и отражающий его полувековую работу над изображением Минска. Сам художник безуспешно добивался и не смог сделать это при жизни. Мечтой Людмилы Дмитриевны Наливайко было создание каталога экслибрисов Беларуси 1920–1930-х годов из фондов Национального художественного музея нашей страны. Она только начала кропотливую работу, активно занимаясь пропагандой этого вымирающего жанра графики, проведя несколько выставок экслибриса в музее в начале 2000-х.
Род Людмилы Дмитриевна Наливайко происходит из Западной Беларуси. Она родилась в Гродно в 1940 году накануне Второй мировой войны в семье бывшего директора школы в Белостоке, который в 1939 году с семьей переехал в Гродно. Все детство и юность Людмилы Дмитриевны прошли в этом городе, где она, художник при Областном драматическом театре, затем педагог одной из школ, познакомилась с журналистом «Гродненской правды» Василием Быковым и поддерживала дружеские отношения с ним всю жизнь.
В 1963 году Людмила Дмитриевна окончила художественно-графический факультет Витебского государственного педагогического института, в 1978–1984 годах работала и училась в аспирантуре при Институте искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР. Как художник участвовала в двух Всесоюзных и десяти республиканских выставках; две ее графические работы – линогравюра «Гродно» и акварель «Интерьер» – находятся в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь. Последние годы жизни, уже будучи на пенсии, она занималась росписью по батику, организовывала многочисленные выставки в своем микрорайоне Шабаны, вела в местной библиотеке кружок по рисованию, читала лекции.
Светлая память о светлом человеке останется в сердцах ее коллег, в истории музея.