Памяти Людмилы Дмитриевны Наливайко

Памяти Людмилы Дмитриевны Наливайко
30 июля 2021 года на 81 году жизни, так и не сумев оправиться после трагической смерти единственного сына Дмитрия (тоже несколько лет работавшего в музее), умерла художник и искусствовед Людмила Дмитриевна Наливайко. Она проработала в Национальном художественном музее 15 лет, с 1998 по 2013 год.

В 1998 году ее из Академии наук как единственного в Беларуси исследователя, специалиста по графике 1920–1930-х годов пригласил в музей директор Владимир Иванович Прокопцов. В 1997 году она защитила диссертацию в Нацинальной академии наук Беларуси «Художественная жизнь Беларуси. 1917–1932. Плакат, журнальная и газетная графика», собрав уникальный и никому неведомый материал, который вошел в соответствующие разделы 6-томной “Гісторыі беларускага мастацтва”, изданной в 1990-х годах. Л. Д. Наливайко выявила многочисленные примеры «молодняковской графики», агитационного плаката (более 100 экземпляров белорусского плаката в российских архивах), составила хроники художественной жизни Минска, Гомеля, Витебска, Смоленска, Вильно в 1917–1932 годах. Она была ответственной в музее за изучение огромного фонда белорусской тиражной графики ХХ века, насчитывавшего тысячи произведений. В широкий круг ее научных интересов входило изучение экслибрисов эпохи СССР, коллекция которых в нашем музее огромна – свыше 15 тысяч единиц хранения, а также графики художников 1920–1930-х годов, биографии которых были малоизвестны. Именно она ввела в научный оборот творчество известного графика Павла Гутковского, Владислава Стржеминского, Александра Ахола-Вало, Николая Тарасикова. 

Л. Д. Налівайка. 1980-я
Л. Д. Налівайка. 1980-я
Л. Д. Наливайко. НХМ РБ.  2005. Фото Д.Козлова
Л. Д. Наливайко. НХМ РБ. 2005. Фото Д.Козлова

За время работы в музее Людмила Дмитриевна приняла участие в 12 научных конференциях, подготовила более 10 выставок, написала 120 статей, пополнив и без того огромный список своей научной и научно-популярной библиографии, который при всем желании невозможно опубликовать, поскольку он занимает 40 страниц текста – целую брошюру. Её статьи регулярно появлялись в журналах “Мастацтва Беларусі”, “Роднае слова”, газетах “Літаратура і мастацтва”, “Культура”, «Вечерний Минск» и др. Довольно часто Людмила Дмитриевна выступала в соавторстве с бывшим гродненцем, преподавателем БТХИ, искусствоведом Евгением Феликсовичем Шунейко, с которым дружила до последних лет жизни. Многие годы лично знакомая с доктором искусствоведения Л. Н. Дробовым помогла обработать его бесценный архив, переданный в 2008 году вдовой в Национальный художественный музей. 

На могиле Пэна. Витебск. Начало 2000-х
На могиле Пэна. Витебск. Начало 2000-х
Л. Д. Наливайко с авторским батиком. Начало 2000-х
Л. Д. Наливайко с авторским батиком. Начало 2000-х
С. А. Шукан и Л. Д. Наливайко на открытии выставки
С. А. Шукан и Л. Д. Наливайко на открытии выставки

Людмила Дмитриевна отдавала себя работе сполна, была, невзирая на проблемы со здоровьем, чрезвычайно мобильна, страстно и увлеченно открывая все новые сведения о малоизвестных дотоле художниках, щедро делясь своими знаниями с коллегами. Примером может служить открытый ею оригинальный феномен, художник Александр Ахола-Вало, финн по национальности, который в 1920-е годы работал в Минске. Людмиле Дмитриевне удалось съездить к нему в Финляндию по гранту Института России и Западной Европы в г. Хельсинки в двухнедельную научную командировку и пригласить уже 90-летнего мастера приехать в Минск, поселив его у себя в квартире в Шабанах. О своих приключениях в Финляндии и общении с художником, которого многие считали фантазером, мистиком, человеком «не от мира сего», она любила с неподражаемым юмором рассказывать коллегам. Собранные материалы о жизни и творчестве мастера Л. Д. Наливайко передала Центру современного искусства в Витебске. 

Ее долговременной и, к сожалению, неосуществленной мечтой было издание альбома произведений Александра Ахола-Вало, а также перевод и издание в Беларуси его научных мистический трудов, что, очевидно, станет задачей следующего поколения исследователей. Другим неосуществленным делом было собрание архива и открытие для белорусов имени выдающегося графика Анатолия Николаевича Тычины, с женой которого она дружила. Людмила Дмитриевна написала несколько статей и издала альбом «Мой Минск», посвященный творчеству Тычины и отражающий его полувековую работу над изображением Минска. Сам художник безуспешно добивался и не смог сделать это при жизни. Мечтой Людмилы Дмитриевны Наливайко было создание каталога экслибрисов Беларуси 1920–1930-х годов из фондов Национального художественного музея нашей страны. Она только начала кропотливую работу, активно занимаясь пропагандой этого вымирающего жанра графики, проведя несколько выставок экслибриса в музее в начале 2000-х. 

"Гродно" Наливайко Л.Д. 1967. Бумага, линогравюра
"Гродно" Наливайко Л.Д. 1967. Бумага, линогравюра
"Интерьер" Наливайко Л.Д. 1971. Бумага, акварель
"Интерьер" Наливайко Л.Д. 1971. Бумага, акварель

Род Людмилы Дмитриевна Наливайко происходит из Западной Беларуси. Она родилась в Гродно в 1940 году накануне Второй мировой войны в семье бывшего директора школы в Белостоке, который в 1939 году с семьей переехал в Гродно. Все детство и юность Людмилы Дмитриевны прошли в этом городе, где она, художник при Областном драматическом театре, затем педагог одной из школ, познакомилась с журналистом «Гродненской правды» Василием Быковым и поддерживала дружеские отношения с ним всю жизнь. 

В 1963 году Людмила Дмитриевна окончила художественно-графический факультет Витебского государственного педагогического института, в 1978–1984 годах работала и училась в аспирантуре при Институте искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР. Как художник участвовала в двух Всесоюзных и десяти республиканских выставках; две ее графические работы – линогравюра «Гродно» и акварель «Интерьер» – находятся в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь. Последние годы жизни, уже будучи на пенсии, она занималась росписью по батику, организовывала многочисленные выставки в своем микрорайоне Шабаны, вела в местной библиотеке кружок по рисованию, читала лекции. 

Студенты Витебского художественно-графического факультета. 1958
Последний день в Витебске. ( После окончания Худграфа). 1962
Последний день в Витебске. ( После окончания Худграфа). 1962

Светлая память о светлом человеке останется в сердцах ее коллег, в истории музея. 

частые вопросы

Где я могу припарковать автомобиль?

Ближайшие парковочные места находятся вдоль ул. Карла Маркса (парковка платная).

Можно ли находиться в музее в верхней одежде?

Правила посещения музея не предусматривают посещение экспозиции в верхней одежде. Ее необходимо оставить в гардеробе.

С какими вещами находиться в музейных залах нельзя?

Все габаритные сумки, рюкзаки и пакеты размером более 30х40х20 см, а также зонты необходимо сдать в гардероб или оставить в камере хранения. Бутылки с водой проносить на экспозицию нельзя, пить воду можно в вестибюле или музейном кафе на первом этаже.

Можно ли посещать экспозицию музея с детской коляской?

Да, мы рады посетителям возрастной категории 0+. 

Есть ли скидки на приобретение входного билета для пенсионеров?

Льготы для людей пенсионного возраста (скидка 50% на взрослые входные билеты) предусмотрены в последнюю среду каждого месяца и в первый понедельник каждого месяца). 

Какие условия созданы для посещения людьми с ограниченными возможностями?

Для беспрепятственного изучения экспозиции верхних этажей в музее есть специальный подъемник. Если он необходим для Вашего визита в музей, пожалуйста, свяжитесь с администратором экскурсионного бюро по городскому номеру: 397-01-63 либо 342-87-87.

В экспозиции нового корпуса находятся специальные картины и скульптуры для тактильного изучения, оснащенные звуковой записью с подробным описанием произведений.

Существует ли в музее день бесплатного посещения?

Последняя среда месяца – день льготного посещения. Входной билет в последнюю среду каждого месяца составляет 4 руб. для взрослых, 2 руб. для школьников и студентов дневной формы обучения.

Есть ли в музее аудиогид?

Услуга аудиогида оплачивается при посещении в сувенирном киоске музея. Аудиогиды по постоянной экспозиции музея доступны на белорусском, русском, английском и китайском языках.

Как мне попасть на экскурсию?

В экскурсионном бюро производится запись организованных групп от пяти человек и индивидуальных экскурсий (групп до пяти человек).

Записываться необходимо как минимум за неделю до предполагаемого визита по городскому телефону: 397-01-63. В рамках акций и специальных мероприятий музей нередко устраивает сборные экскурсии по входному билету в музей.

Подробная афиша всех событий публикуется в разделе «Новости».