Выставка «Плоды Земли» включает в себя около 40 произведений более 30 художников Беларуси от XVIII до конца XX столетия из фондов музея. Она посвящена плодам как итогам труда человека, божественным дарам, символам мудрости, любви и радости. Это не только натюрморты, но и пейзажи, и даже портреты. Выставка содержит несколько разделов: «Цветы и плоды», «Райский сад», «Сбор урожая», «Диалог», «Жизнь на столе», «В стиле Сезанна».
Представленные в экспозиции произведения мирного созидательного труда предлагают нам «остановиться, оглянуться», всмотреться в дары земли. Они возвращают нам веру в то, что в основе мироздания лежат красота и гармония. Недаром неизвестный иконописец XVIII века вложил в руки Младенца Христа, сидящего на руках Богоматери, яблоко – плод райского сада с древа познания добра и зла. Иисус Христос именуется в христианской традиции Новым Адамом, так как через Адама грех и смерть вошли в человеческую природу, а Иисус (Богочеловек) спас род человеческий от первородного греха. Продолжают тему райского сада на выставке картины художников, изображающих цветение садов – времени, когда земля на несколько дней превращается в благоуханный сад Эдема.
Без Земли, ее плодов, как мифическому Антею, негде взять силы человеку. Человек и природа следуют друг за другом общим жизненным циклом мироздания: семя – рост – цветение – плодоношение – увядание – и вновь возрождение. Олицетворением животворящей природы, ее щедрости и открытости, гостеприимства Беларуси является картина Ивана Хруцкого «Портрет неизвестной с корзинкой плодов» 1830-х годов.
Сцены изобилия в семейной уборке урожая яблок на картинах М. Рогалевича, А. Кищенко при всей их жанровости несут сакральный характер, как и торжественное предстояние яблок и груш в керамическом цикле В. Угриновича «Воспоминания о лете» или шпалеры В. Кривошеевой «Осенний натюрморт». Выращенные и собранные человеком, они вступают с ним в своеобразный диалог, меняя смыслы в зависимости от замысла художника. Например, яблоко из отчего сада в произведениях А. Мозолева, М. Рогалевича, В. Волкова, Г. Ващенко служит и приметой летней свободы и беззаботности мальчика-подростка на каникулах, и оберегом молодого солдата, прибывшего на побывку, и символом трагических раздумий матери, потерявшей сына, и атрибутом девушки в ожидании суженого.
Белорусские художники видят в плодах земли – привычных нам яблоках, грушах, вишнях, сливах, тыквах – бесконечные мотивы для творчества и эксперимента, которые выразились в циклах ярких натюрмортов Я. Роздзяловской, С. Катковой, В. Жолтак раздела «Жизнь на столе», где в сочетании с цветочными букетами и без них в разной живописной интерпретации нанизывается ожерелье произведений – от реалистических Л. Журавович и Г. Шутова и формальных «в стиле Сезанна» до метафизических «осколков райского сада» в философских произведениях А. Кищенко и С. Тимохова.
Кураторы – Надежда Усова и Анастасия Рубашная, научные сотрудники отдела научно-просветительской работы Национального художественного музея Республики Беларусь
Дизайн – Дианы Алиевой
Работа выставки продлится
до 5 марта 2023 года