Это семнадцатая выставка юбилейного цикла. Подобные экспозиции устраиваются в музее с 2008-го (в некоторые годы было несколько отдельных выставок такого рода, иногда за год не было ни одной).
На выставке можно видеть более 80 произведений около 50 авторов в основном от 75 до 150 лет. Художники, по понятным причинам, представлены небольшим количеством работ, что не позволяет целостно показать творчество каждого, но даёт возможность выявить индивидуальность мастеров, особенно в сопоставлении с другими. Некоторые авторы “звучат” согласно, несмотря на разделяющие их десятилетия, некоторые, хотя и жили в одно время, диссонируют, в целом составляя калейдоскопическую картину различных мировосприятий и интерпретаций реальности.
Искусство, которое создавалось на протяжении более ста лет, позволяет почувствовать “атмосферу” разных эпох, познакомиться с эволюцией вкусов художников и общества, услышать голоса поколений, осуществить своего рода путешествие во времени.
Такие выставки расширяют рамки постоянной экспозиции, представляя творчество художников, чьи работы обычно в музейную экспозицию не входят ввиду её также ограниченного объёма. Это своего рода показ зрителю “невидимых” произведений “невидимых” мастеров – то есть на протяжении порой десятилетий видимых только немногим сотрудникам музея.
Особенно малоизвестны такие старейшие художники на выставке, как Казимировский, Комаров, Астапович, Глюкман. Работа Мартина Казимировского находилась в довоенной Картинной галерее, чудом сохранилась и вернулась в музей. Польский художник запечатлел нашего земляка, уроженца Беларуси, ксендза Михала Сопотько, причисленного ныне к лику блаженных. И это удалось выяснить сотрудникам музея совсем недавно, как и авторство картины. Порой, с течением времени, произведения “теряют” и автора, и название, но иногда удаётся восстановить утраченное. Зинаида Астапович – сестра замечательного белорусского графика 1920—1930-х годов, куда менее известная, но, наверное, не менее талантливая, чем он. Дмитрий Комаров, незаурядный колорист, – однокашник в Пензе и Петербурге знаменитого Валентина Волкова, по предложению которого он приехал в Беларусь и преподавал в Витебске и Минске. Уроженец Витебска Григорий Глюкман стяжал известность во Франции и США, его экспонируемая работа была подарена музею частным лицом.
На этой выставке представлены в основном пейзажи и портреты. Разнообразие пейзажного жанра в отображении природы Беларуси можно видеть в работах Абрама Кроля, Виталия Цвирко, Ивана Ахремчика, Николая Дударева, Леонида Щемелева, Юрия Гаврина, Виктора Волынца, Владимира Ткаченко, Семена Домарада. Из зарубежных поездок привезли достоверные работы Виктор Версоцкий и Виктор Громыко, проникшись реалиями иных стран.
Диапазон портретов – от начала прошлого века до его последних лет, от тщательной или импрессионистической передачи облика в работах Комарова, Астапович, Зевина через традиционный реализм портретов Ахремчика к символико-лирическим работам Любови Майзельс и Нинели Счастной.
Тематическая картина представлена на выставке композициями Олега Сковородко, Виктора Сахненко, Александра Циркунова, Александра Кищенко, каждая из которых в единстве формы и содержания раскрывает избранный художником сюжет.
Абстрактные и полуабстрактные работы Александра Коновалова, Николая Бущика с особенной наглядностью позволяют увидеть роль чисто формальных средств – колорита, линии, композиции, формата – в создании и восприятии образного строя картины, тем более когда присутствует и вербальный ориентир для зрителя – название работы.
Корпус скульптуры включает как работы убежденного традиционалиста Михаила Керзина, воспитавшего старейших беларусских скульпторов советского периода, так и произведения ваятелей иных творческих приоритетов – Павла Цомпеля, Ивана Кленицкого, Александра Крохалева. Кроме того, материал скульптуры – мрамор, гипс, бронза, чугун – сам несёт эстетическую и смысловую ценность и выразительность.
Декоративно-прикладное искусство представляют на выставке признанные мастера Галина и Викентий Стасевичи, Татьяна и Юрий Руденко (шпалеры), Владимир Жохов (стекло).
Куратор выставки – Валентина Владимировна Войцеховская, ведущий научный сотрудник отдела белорусского искусства ХХ–ХХI вв. Национального художественного музея Республики Беларусь