Земля – это рассказы о плывущих туманах и распаханных полях, о синеве белорусских озер и цветущем льне, об утопающих в снежном покрывале дорогах и тишине большой воды. И так можно перечислять до бесконечности. Земля не могла не стать одним из главных мотивов творчества белорусских художников разных поколений, художественных традиций и стилевых ориентиров. Коллекция белорусского искусства ХХ–ХХI вв. Национального художественного музея Республики Беларусь – яркое тому подтверждение. Многие живописцы, графики, скульпторы и художники декоративно-прикладного искусства своим творчеством на протяжении десятилетий постоянного обращения к этой теме внесли важный вклад в формирование художественного облика нашей родины. Представить образ родной земли многоплановым как во времени и темах, так и в художественных стилях, приблизиться к пониманию темы Земли в рамках особого пантеистического взгляда на мир в белорусском изобразительном искусстве, выявить круг идей, мотивов и приёмов внутри этой темы – основная цель и концепция выставки «Ход Земли».
Идея сакральной взаимосвязи человека и природы, соединение земного и космического на выставке имеет разные воплощения: от «чистых природных пейзажей» с бескрайними просторами и уходящими дорогами (Валерий Шкарубо, Александр Гришкевич) до произведений обрядово-фольклорного и мифологического характера (Михаил Филиппович, Николай Селещук). Заметной является также тенденция изображения повседневной жизни и быта на земле, введения в сюжетную ткань полотен тематической картины. Романтика трудовых будней и праздников, единение человека с родной землей воплощены в работах Владимира Кожуха, Нмколая Казакевича, Бориса Казакова, Георгия Скрипниченко, Гавриила Ващенко, Мая Данцига. Звучат в работах и глубоко драматические интонации о краткости и хрупкости человеческой жизни, об экологических проблемах Земли (Владимир Кожух, Виктор Марковец, Галина Русак).
Такой широкий диапазон отличает и пластические решения. Работы, представленные на выставке, созданы в разных манерах: академической, реалистической, абстрактной, пленэрно-импрессионистической, с элементами стилистики модерна и символизма. Но всех их объединяет стремление художников проникнуть за пределы реальности, в глубь мира, выйти на уровень универсальных философских обобщений, раскрыть таинственный характер Вселенной и передать взволнованное состояние, которое испытывает человек, находясь наедине с природой.