Выставка

Русский импрессионизм. Живопись, графика и скульптура

Русский импрессионизм. Живопись, графика и скульптура

Национальный художественный музей Республики Беларусь Главный корпус

С 1 ноября начнет работать выставка «Русский импрессионизм», на которой будет представлена живопись, графика и скульптура из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь.

Импрессионизм как инновационное течение 1870-х годов и «изобретение» французских живописцев начался со скандала в художественном мире, но уже к началу ХХ века он стал явлением привычным и даже несколько устаревшим, а в середине 1900-х годов французская живопись принялась за решение совершенно других задач. Для русского искусства освоение логики импрессионистического мышления и приемов живописи началось на рубеже XIX–XX веков. На русской почве, требовавшей от искусства не столько красивой формы, сколько философско-содержательного подхода, импрессионизм был преобразован и интерпретирован в национальных традициях. Можно говорить, что он во многом стал обновлением для реалистической школы живописи. Более всего в этом обновлении была задействована московская живописная школа, в том числе Московское училище живописи, ваяния и зодчества, преподаватели которой, унаследовав традиции поленовского пленеризма, воспитали целую плеяду художников-импрессионистов. Абрам Архипов, Сергей Виноградов, Константин Коровин, Валентин Серов, Александр Моравов, Петр Петровичев, Леонард Туржанский, Алексей Степанов, Михаил Шемякин – вот лишь немногие имена московских художников, составивших славу русского импрессионизма. Хотя задействованы в этом процессе будут и петербургские, и отдельные региональные художники. Стоит упомянуть, что очень многие в своем творчестве пройдут период влияния импрессионистической живописи, это – Сергей Малютин, Филипп Малявин, Степан Колесников, Николай Кузнецов и др.

В советский период влияние тоталитаризма и идеологии на искусство остановили естественный ход его развития и повлекли за собой изменение творческих методов многих художников. С 1932 года советское искусство берет курс на социалистический реализм, все остальные направления, не ориентированные на реалистическую школу, подверглись жесткой критике. Слово «импрессионизм» приобрело негативную окраску, обвинения в «формализме» все чаще зазвучали со страниц разгромных рецензий. Для многих художников это стало началом отказа от авангардных позиций и возвратом к реалистической традиции. Но реалистической традиции не сухого академического образца (что было бы совсем радикально), а измененной веяниями пленэрной импрессионистической живописи, которая (во многом благодаря ученику К. Коровина и любимому художнику Сталина чистейшему импрессионисту А. Герасимову) к середине ХХ века стала одним из ведущих творческих методов советских художников. К советскому импрессионизму можно отнести творчество Сергея Герасимова, Федора Модорова, Александра Осмеркина, Генриха Павловского, братьев Ткачевых, Татьяны Яблонской, Виктора Орешникова и др.

другие выставки
Россия-Беларусь. Пересечение судеб
Россия-Беларусь. Пересечение судеб

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Выставка «Летопись Музея белорусского народного искусства. 45 лет»
Выставка «Летопись Музея белорусского народного искусства. 45 лет»

Музей белорусского народного искусства

Кудрэвічы. Адданыя мастацтву
Кудрэвічы. Адданыя мастацтву

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Выставка "Мгновения жизни"
Выставка "Мгновения жизни"

Музей Дом Ваньковичей

  • 220030, Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник, вторник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • Касса и Музейный магазин

  • понедельник, вторник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 18:30

  • четверг

    с 13:00 до 20:30