Выставка

Русский импрессионизм. Живопись, графика и скульптура

Русский импрессионизм. Живопись, графика и скульптура

Национальный художественный музей Республики Беларусь Главный корпус

С 1 ноября начнет работать выставка «Русский импрессионизм», на которой будет представлена живопись, графика и скульптура из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь.

Импрессионизм как инновационное течение 1870-х годов и «изобретение» французских живописцев начался со скандала в художественном мире, но уже к началу ХХ века он стал явлением привычным и даже несколько устаревшим, а в середине 1900-х годов французская живопись принялась за решение совершенно других задач. Для русского искусства освоение логики импрессионистического мышления и приемов живописи началось на рубеже XIX–XX веков. На русской почве, требовавшей от искусства не столько красивой формы, сколько философско-содержательного подхода, импрессионизм был преобразован и интерпретирован в национальных традициях. Можно говорить, что он во многом стал обновлением для реалистической школы живописи. Более всего в этом обновлении была задействована московская живописная школа, в том числе Московское училище живописи, ваяния и зодчества, преподаватели которой, унаследовав традиции поленовского пленеризма, воспитали целую плеяду художников-импрессионистов. Абрам Архипов, Сергей Виноградов, Константин Коровин, Валентин Серов, Александр Моравов, Петр Петровичев, Леонард Туржанский, Алексей Степанов, Михаил Шемякин – вот лишь немногие имена московских художников, составивших славу русского импрессионизма. Хотя задействованы в этом процессе будут и петербургские, и отдельные региональные художники. Стоит упомянуть, что очень многие в своем творчестве пройдут период влияния импрессионистической живописи, это – Сергей Малютин, Филипп Малявин, Степан Колесников, Николай Кузнецов и др.

В советский период влияние тоталитаризма и идеологии на искусство остановили естественный ход его развития и повлекли за собой изменение творческих методов многих художников. С 1932 года советское искусство берет курс на социалистический реализм, все остальные направления, не ориентированные на реалистическую школу, подверглись жесткой критике. Слово «импрессионизм» приобрело негативную окраску, обвинения в «формализме» все чаще зазвучали со страниц разгромных рецензий. Для многих художников это стало началом отказа от авангардных позиций и возвратом к реалистической традиции. Но реалистической традиции не сухого академического образца (что было бы совсем радикально), а измененной веяниями пленэрной импрессионистической живописи, которая (во многом благодаря ученику К. Коровина и любимому художнику Сталина чистейшему импрессионисту А. Герасимову) к середине ХХ века стала одним из ведущих творческих методов советских художников. К советскому импрессионизму можно отнести творчество Сергея Герасимова, Федора Модорова, Александра Осмеркина, Генриха Павловского, братьев Ткачевых, Татьяны Яблонской, Виктора Орешникова и др.

  • Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • вторник

    выходной день

  • Касса и Музейный магазин

  • понедельник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 18:30

  • четверг

    с 13:00 до 20:30

  • вторник

    выходной день

  • Минская область, Минский район, Острошицко-Городокский с/с, д. Околица
    ул. Ивановская, 17Б

  • среда - воскресенье

    с 10:00 до 17:00

  • Касса

    с 10:00 до 16:30

  • понедельник - вторник

    выходные дни