Владимир Семенович Мурахвер относится к той плеяде художников, которые – каждый в своей сфере – на долгие годы определили магистральные пути развития национальной культуры.
В 1959 году Владимир Мурахвер после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной был направлен на знаменитый стеклозавод «Неман». Производство славилось давними, еще с ХІХ века, традициями стекловарения и опытнейшими мастерами-стеклодувами, готовыми реализовывать самые смелые идеи. Именно с приходом профессиональных художников начался расцвет художественного стекла в Беларуси как самостоятельного вида искусства с собственными выразительными средствами. А это значит, что на первый план выходили авторское начало, индивидуальная эстетическая концепция, эксперимент.
Конечно, в условиях заводского производства свобода творчества не безгранична. Здесь не место для «искусства ради искусства», абсолютно оторванного от реальности. Художнику приходится думать не только о воплощении своих оригинальных идей, но и о тиражировании, массовом изготовлении продукции по разработанным им образцам – то есть не только о «возвышенном», но и о «земном». Однако для таких мастеров, как Владимир Мурахвер, это не парализующие оковы, а вызов, требующий особенных креативных решений, дающий дополнительный импульс для творческого поиска. Без сомнения, Владимиру Мурахверу удалось найти счастливое гармоничное равновесие между утилитарной и декоративной функциями стекла – способность превращать предметы обихода в произведения искусства.
Именно он стал одним из первых художников-новаторов, которые преобразили белорусское стеклоделие, можно сказать, совершили в нем революцию. Владимир Мурахвер исходил из самой природы материала, не искажая ее, а стремясь передать разное состояние стекла, его изменчивость и пластичность, продемонстрировать красоту цвета и фактур, игру света, движение массы.
Основой для первых экспериментов Владимира Мурахвера стала традиционная древнейшая гутная техника, в которой мастер с помощью специальной трубки выдувает расплавленную до температуры более 1000 градусов стеклянную массу, придавая ей форму за короткое время, пока она не остыла, словно укрощая огненную «лаву». Творчество художника в тандеме со стеклодувом, воплощающим его идеи, содержит элемент импровизации, и немало изобразительных решений пришло к Владимиру Мурахверу в самом процессе работы. Произведения, выполненные в гутной технике, несут особый эмоциональный заряд, ведь это в буквальном смысле застывшее мгновение, материализация человеческого дыхания. А свое восхищение работой стеклодувов, которая в чем-то подобна волшебству, магии, Владимир Мурахвер выразил во множестве произведений со стилизованными изображениями этих мастеров, напоминающими иногда музыкантов с причудливыми духовыми инструментами.
На протяжении всей жизни Владимир Мурахвер много экспериментировал с различными техниками, ведь творчество художника, работающего со стеклом, – это непрерывный поиск не только новых образов, но и новаторских приемов, оригинальных способов отделки материала. Конечно же, такие эксперименты не были для Владимира Мурахвера самоцелью, а подчинялись его главному стремлению – желанию создать предмет, не ограниченный его утилитарным предназначением, а превращающийся в арт-объект.
Например, даже самые традиционные «посудные» формы во многих произведениях этого художника видоизменяются и становятся антропоморфными. Владимир Мурахвер «угадывает» в очертаниях сосудов для питья человеческие фигуры и лица. Люди, ангелы, монстры – излюбленные образы художника.
Еще один важный источник вдохновения для Владимира Мурахвера – природа: животные и птицы, «растительные» фактуры и, конечно же, естественные цвета (оттенки зеленого, синего, коричневого, красного). Но какие бы образы ни воплощал в стекле этот художник – даже если это фигуры людей или животных – это не просто «реалистическое» изображение, а всегда некий знак, символ. Философское рассуждение, лирическое настроение, выраженное в стекле, гротеск – кажется, этому художнику подвластно всё.
Без сомнения, Владимир Мурахвер выработал свой узнаваемый авторский почерк, создал собственный уникальный художественный мир. И вместе с тем он стоял у истоков формирования особого стиля «неманского» стекла, был одним из тех художников, чьи произведения, созданные на «Немане», стали известными и ценимыми далеко за пределами Беларуси, таким же предметом национальной гордости, как, например, муранское стекло в Италии или богемский хрусталь в Чехии.
Владимир Мурахвер родился в городе Ананьеве, Одесская область, Украина.
- 1952 – окончил Ташкентское художественное училище.
- 1959 – окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной по специальности «художественная керамика, художественная обработка стекла».
- 1959–2000 – работал на стеклозаводе «Неман», город Березовка Лидского района Гродненской области. С 1966 по 1973 – в должности главного художника.
- С 1960 – участник художественных выставок. Награжден золотыми, серебряными, бронзовыми медалями ВДНХ СССР, серебряной медалью Академии художеств СССР, медалью «Яблонец-79» и другими.
- 1990 – заслуженный деятель искусств БССР.
Произведения Владимира Мурахвера находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальном историческом музее Республики Беларусь, Государственном Русском музее в г. Санкт-Петербурге (Россия), Государственном музее керамики в г. Кусково (Россия), Музее стекла г. Эбельтофт (Дания), а также в других белорусских и зарубежных музеях и частных коллекциях.