28 августа православная церковь отмечает Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Иконография Успения сложилась в XI веке на основе апокрифических текстов и поучений Святых Отцов. Издавна существовавшие сказания об Успении различаются в описании события. В традиционной для византийского и древнерусского искусства схеме в центре находится изображение Богоматери на ложе, вокруг которого – скорбящие апостолы и Спаситель с душой Марии в виде спеленатого младенца. Часто в сцене Успения вместе с апостолами изображались два или четыре епископа, по преданию, присутствовавшие при Успении Богоматери. В иконографии существуют два варианта этого сюжета: краткий и расширенный. В расширенной схеме композиции выделяется несколько эпизодов, её образующих: собственно Успение Богоматери с фигурой Христа и апостолами, чудо с отсечением рук Авфонии, прибытие апостолов «на облацех», вознесение Богоматери на небо, эпизод с апостолом Фомой, плачущие иерусалимские жёны.
Икона из коллекции НХМ РБ представляет краткий извод иконографической схемы Успения, который характеризуется рядом особенностей. В центре композиции на одре возлежит Богоматерь. Её ложе застлано белым покрывалом, украшенным пышными букетиками из красных, синих и розовых цветов. Вокруг стоят босоногие апостолы (заметим, что их только одиннадцать), слева – Пётр с кадилом (изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, вероятно, на каждение святых даров в литургии), справа – апостол Павел. Апостолы, кроме одного, представлены в нимбах. Интерес вызывает изображение апостола с цветком лилии. В отличии от древних икон, где над ложем в сияющей мандорле возвышается Христос с душой Богоматери в руках, здесь помещены два святителя, а Иисус с душой Марии показан возносящимся на небеса, причём ореол вокруг Него отсутствует. Чаще всего на византийских и русских памятниках Христос изображался фронтально, держа душу Богоматери двумя руками. На представленном произведении Он изображён в развороте, благословляющим десницей Богоматерь, лежащую на одре.
Сцену фланкируют высокие здания с полукруглыми окнами, напоминающие о месте события – доме Иоанна Богослова в Иерусалиме, в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. За счёт этих архитектурных комплексов на втором плане организовано внутреннее пространство композиции, которая отличается ясностью и уравновешенностью. Иконописец наделяет персонажей портретными характеристиками, раскрывает их душевное состояние через жесты рук, мимику. В утончённом колористическом построении иконы, основанном на сочетании прозрачных серо-голубых, розовых тонов и золота нимбов, а также тонко детализированной оконной лепнине прослеживается влияние стиля рококо.
Выставка будет работать до 8 сентября 2025 года.
Куратор выставки – Сысоева Любовь Львовна, ведущий научный сотрудник отдела древнебелорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь.