На выставке – результаты нового этапа исследований. Представлены вновь найденные, открытые, изученные, отреставрированные памятники трёх музеев (Ветковского музея старообрядчества и народных традиций имени Ф.Г. Шклярова, Гомельского дворцово-паркового ансамбля, музея «Спасенные художественные ценности» в Бресте) и артефакты из частных коллекций.
Обугленные иконы помнят судьбу «огнепальной Ветки», пережившей сожжения XVIII в. и пожары всех войн, огонь Чернобыля. Об этом – и золочёные настоящие купола старообрядческой церкви, «утонувшие в озеро» нашей памяти, подобно граду Китежу
Икона «Огненное восхождение Ильи» разворачивает древнюю версию со сценарием бурных событий Ветхого завета – в садовых кущах ветковского пейзажа.
Огнеликий всадник на огненном крылатом коне – «Архангел Михаил - Воевода». Этот апокалиптический сюжет стал одним из самых радостных и жизнеутверждающих в искусстве Ветки. Много своего сказала в вечной истории борьбы добра и зла парадоксальная Ветка. Ее мастера сумели вместить архетипический сюжет в динамичную стилистику рококо. Привлекает динамикой победный образ Архангела, свитый, подобно пружине, разворачиваясь перед нами и увлекая в полёт.
Отвечают теме выставки пылающие ликами, крыльями и заполняющие небо ветковского космоса «Небесные силы» – херувимы и серафимы. Один из них – это фрагмент росписи церкви на уцелевшем бревне от старообрядческой моленной. Иные – на иконах «Знамения», «Собора архангела Михаила», «Софии» (комплекс «Иже херувимы»: бревно с росписью на двух кубах, иконы).
Среди многих «огнезрачных» образов – и «Неопалимая купина». Ветхозаветная история с горящим и цветущим кустом-купиной необычайно близка «цветущей на Ветке» культуре.
Богородица с огненным ликом – тайна иконописи. Уходя в глубины истории Византии, этот образ, как считают, возрождается на Ветке с её огненным стремлением к Истине. Дева с пылающим ликом – в философских композициях, в поклонных образах, в целебниках и на семейных иконах. Экспозиционный комплекс «Дорога к Образу» представляет икону в перспективе золочёных резных киотов с мотивами райского сада, что знаменательно для Ветки.
Группа икон Богоматери Огневидной завершается «золотой точкой» выставки. Это роскошная ветковская «Огневидная» в золочёном чеканном окладе в стиле барокко и в резном киоте, на высоком подиуме-столбике. Среди икон и знаковых предметов возникают золотящиеся и уходящие в темноту тексты самой Традиции, Слово Ветки.
Выставка сопровождается вспомогательной темой «Колодцы времени». Одна сторона каждого (верхняя) – цветная репродукция произведения или его фрагмента. Темы «колодцев времени» – размышления о творческом потенциале огненного образа иконы и ветковского искусства. В прошлое – образы византийских, древнерусских, европейских памятников-прототипов. В историю экспоната – до реставрации. «С миру по Ветке» – аналоги и распространение ветковских произведений в коллекциях. Образы иконы – в искусстве авангарда и современной живописи.
Все фоны представляют по колориту тёмные оттенки (антрацит покраски кубов и подиумов, сине-чёрный лён). Это позволяет сосредоточиваться на пылающем образе икон, горящих из темноты.
В экспозиции представлено 40 произведений ветковской школы иконописи.