Собрание сакрального искусства Беларуси XVI–XIX вв. в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь – одно из крупнейших в стране. В его составе – иконы, алтарная живопись и скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, рукописные и старопечатные книги. Как известно, особенностью сакральной живописи является ее анонимность, так как иконописец не считал себя создателем произведения – он лишь выполнял волю Бога. Большая часть икон не имеет ни подписи автора, ни даты создания. Имена некоторых иконописцев известны лишь по письменным источникам, подписных же работ насчитываются единицы.
Трудно переоценить значимость поиска датированных произведений в любом жанре изобразительного искусства, особенно важна эта информация для объектов, созданных несколько веков назад. Стилистические и технико-технологические данные датированного произведения позволяют создать группу близких ему предметов, расположить их в определенной последовательности, построить эволюцию развития истории искусства. Помимо нахождения даты, имеются свидетельства о владельцах предметов, их назначении, географической привязке, что позволяет составить «биографию» произведения, включить его в общий процесс истории и культуры соответствующего региона и времени.
На выставке представлены произведения иконописи, алтарной живописи, художественного металла, рукописные книги. Самое раннее из них – Евангелие, на последнем рукописном листе которого зафиксирован год переписки с более раннего образца – 1568, и имеется запись скорописью Михаила (Михея) Борзобогатого.
Подписные и датированные произведения живописи XVI–XIX вв. с авторскими и историческими надписями – редкие и уникальные памятники. В собрании музея их выявлено чуть более 80. Самые ранние иконы с датами относятся к первой половине XVII в., их распространение исследователи связывают как с ростом личностного начала иконописца Нового времени, так и важностью заказа. Наибольшее число подписных икон относится к XVIII–ХIХ векам: Богоматерь Одигитрия. 1718 г.; Чудо Георгия о змие. 1736 г.; Собор архангела Михаила. 1743 г.; Богоматерь с младенцем. 1750 г. и т.д. Надписи размещены как на лицевой стороне икон, так и на оборотах (Монограммист A.W. Богоматерь Одигитрия. 1750; Ян Вышинский (?). Богоматерь Милосердие. 1792(?). Суть текстов разнообразна. Встречаются вкладные надписи с указанием имени вкладчика или иконописца, есть сведения о поновлениях. Благодаря этому иконы становятся важным историческим документом эпохи. Дата вклада иконы в храм могла быть приурочена к одному из праздников церковного календаря. Подписывали, в первую очередь, крупные образы, которые стояли на виду – на клиросе или в составе местного ряда иконостаса, в том числе храмовые иконы.
Надписи могут быть краткими и довольно пространными. В XVIII веке содержание их становится более информативным: в них зафиксированы не только имена иконописцев, чьими «трудами» созданы иконы, но также заказчиков, чьим «радением» мы обязаны появлению образа кисти автора (Василь Маркиянович. (1730–?). «Деисус» 1758, «Троица Ветхозаветная» 1761). Такие произведения очень важны: каждое новое имя или еще одна работа уже известного мастера делают более полной и целостной картину развития белорусской художественной культуры. В большинстве случаев в подписи указана и дата создания произведения, что позволяет специалистам и экспертам лучше понять логику художественных процессов, протекавших в белорусской иконописи XVII–XIX вв.
Отдельный комплекс выставки представляют иконы праздничного ряда иконостаса Свято-Николаевской церкви г. Петрикова Гомельской области. Они были созданы в 1838 г. ко времени возведения церкви, построенной на месте деревянной, сгоревшей во время грозы в 1772 году. Отстроена на средства прихожан и купцов Кебеца, Моргуна, Короля, Корульского (о чем свидетельствует надпись на тыльной стороне иконы «Тайная вечеря»).
Выставка демонстрирует и предметы художественного литья XVII–XIX вв., предназначенные для отправления культа в костёлах и церквях: чаши, алтарные кресты, дарохранительница, на которых можно увидеть даты их создания и другие сопроводительные надписи.
Всего на выставке показано 37 подписных и датированных произведений сакрального искусства Беларуси XVI–XIX вв., 15 из которых, отреставрированных специалистами в реставрационных мастерских НХМ РБ, экспонируются впервые.
Куратор выставки – Сысоева Любовь Львовна, ведущий научный сотрудник отдела древнебелорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь
Читать далее