27 сентября православная церковь отмечает праздник Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня.
Воздвижение креста – единственный из двенадцати главных праздников годового цикла, события которого не упоминаются в Священном Писании. Об обретении Креста римские историки и церковные деятели начали писать в конце IV века. Это событие связано с равноапостольными императором Константином и царицей Еленой.
Глубоко почитая Крест Господень, император Константин хотел найти сам Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. С этой целью он отправил в Иерусалим свою мать, царицу Елену. Крест был чудесным образом обретён в 326 году.
Канонический иконографический сюжет Крестовоздвижения выглядит так: в центре композиционного поля находится крест. Он стоит на высоком ступенчатом возвышении, и его поддерживают несколько священников, один из которых всегда одет в архиерейское облачение. Помост, на котором стоят священнослужители, окружают верующие, а за ним находится большой однокупольный храм. Справа, как правило, пишутся фигуры царя Константина и царицы Елены. Иногда икона Воздвижение отображает напоминание о чуде, связанном с этим событием: в виде изображений воскресшего мертвеца или тяжелобольного старца, исцелившегося прикосновением к Кресту.
На иконе «Воздвижение креста» (она является частью иконы «Успение; Воздвижение креста; Моление Иоакима о бесчадьи (?)» второй половины XVIII века) из Национального художественного музея Республики Беларусь, в центре композиции изображен Патриарх Макарий с крестом над головой в окружении немногочисленной группы иподиаконов, слуг и святых. Когда крест был найден, радости народа не было конца – все хотели увидеть бесценную реликвию. И тогда иерусалимский святитель Макарий с помощью священников поднял крест на высокий помост, как бы «воздвигнул» над всеми верующими, чтобы бесчисленное множество христиан, собравшихся из окрестных земель, могли хотя бы издалека увидеть великую святыню. Так праздник получил свое название – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – и стал отмечаться в христианских странах.
Выставка будет работать до 6 октября 2024 года.
Куратор выставки – Сысоева Любовь Львовна, ведущий научный сотрудник отдела древнебелорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь.