21 сентября православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Рождество Богоматери входит в число двенадцати главных православных праздников. Литературным источником сведений о рождестве Девы Марии является апокрифическое Протоевангелие Иакова (II век). Там рассказано, что у благочестивой семейной пары из Иерусалима, Иоакима и Анны, долгое время не было детей. Они очень страдали от этого. И вот однажды, когда они порознь молились о даровании им ребенка, обоим было видение ангела, возвестившего, что Господь внял их молитвам и об их потомстве будут говорить во всем мире. После этого благовестия Анна зачала. Супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения и воспитания до совершеннолетия. Через девять месяцев Анна родила дочь, которую назвали Марией.
Композиция «Рождество Богоматери» становится классической в памятниках византийской живописи X–XIII вв.: праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе, ей предстоят жёны с дарами, перед ней – служанки, которые омывают новорожденную Марию в купели. На иконах более позднего времени появляется праведный Иоаким. В XVI–XVII вв. формируется расширенная иконография, включающая дополнительные сцены, множество бытовых деталей.
Представленная икона демонстрирует традиционный вариант иконографии. В правой части композиции показана Праведная Анна в красных одеждах, сидящая на ложе. Перед Ней стол с дарами и угощениями, принесенными служанками. Слева, в оконном проеме башни – праведный Иоаким. В нижней части композиции помещены сцены: «Купания младенца Марии», «Пеленания младенца Марии» и «Ласкания родителями младенца Марии».
Обратная перспектива в изображении ложа, стола, ступенчатого возвышения сочетается в композиции произведения с использованием прямой геометрической перспективы, трактовкой архитектурных кулис в виде ренессансных палаццо с арочными проемами. В характере костюмов второстепенных персонажей, формах домашней утвари в иконе из Ляховцев нашел отражение процесс насыщения образа бытовыми подробностями, происходивший в белорусской иконописи в XVII в.
Выставка будет работать до 6 октября 2024 года.
Куратор выставки – Сысоева Любовь Львовна, ведущий научный сотрудник отдела древнебелорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь.