Более 120 икон, созданных во второй половине XVI, на протяжении всего XVII и на рубеже XVII–XVIII вв., предоставили на выставку четыре белорусских музея: Национальный художественный музей Республики Беларусь, Музей древнебелорусской культуры Центра исследований белоруской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, Национальный исторический музей Республики Беларусь и Могилёвский областной краеведческий музей имени Е. Р. Романова. Среди этих произведений есть как известные шедевры – гордость музейных собраний древнебелорусского искусства, так и значительное число икон, ранее неизвестных зрителям. Это иконы, расчищенные от многослойных записей белорусскими реставраторами в последние годы, и иконы, реставрация которых еще не завершена, а также памятники, сохранившиеся лишь фрагментарно, но включение их в экспозицию важно для раскрытия концептуальной идеи данной выставки, а именно – для выявления того, как формировался и развивался на протяжении XVII в. новый самобытный стиль белорусской иконописи.
Новая художественная стилистика сложилась в итоге преобразования поствизантийской художественной традиции, свойственной произведениям белорусской и украинской иконописи предшествующих веков. Переосмысление иконописного канона, сложение нового стиля на основе ренессансного мировосприятия возникло в результате сплавления местной иконописной традиции с формальными заимствованиями (резные орнаментальные фоны, декоративные рамы, живописная моделировка ликов) из европейской, прежде всего немецкой (гданьской и силезской) алтарной живописи XVII в.
В XVII в. белорусские мастера-иконописцы создавали иконы для храмов обоих действующих тогда ответвлений белорусской церкви восточного обряда – православных и униатов. Произведения выставки выразительно показывают, что отличий между православными и униатскими иконами в Беларуси в XVII в. не были существенными. Усилиями всех белорусских художественных центров – городов и местечек, православных и униатских монастырей, церковных братств Бреста, Пинска, Дисны, Друи, православных Могилёва, Слуцка, Давид-Городка, а также усилиями белорусских писателей-теологов и талантливых иконописцев, анонимных мастеров были сформированы духовная насыщенность и художественное совершенство белорусской иконы. Это дает основания считать белорусские иконы XVII в. одним из замечательных обретений национального художественного наследия, самобытным вкладом белорусов в сокровищницу мировой художественной культуры. XVII век действительно стал “золотым веком” белорусской духовности – литературы, книгопечатания, всех видов искусства и, несомненно, иконописи.
Организаторы выставки стремились отразить в экспозиции по возможности наиболее полно и последовательно разнообразие и самобытность белорусской иконописи, максимально приблизить экспонаты к той структуре, в которой изначально существовали большие храмовые иконы в сакральном пространстве церквей. Каноническая схема размещения икон в храмах была сформирована восточнохристианской церковью на протяжении столетий. Она достигла своего расцвета именно в XVII ст. в системе многоярусных иконостасов, одинаково значимых как для храмов, возводимых православными, так и для церквей, перешедших в унию. В этой связи на выставке широко представлены комплексы произведений, состоящие из поклонных и храмовых икон наместных ярусов утраченных иконостасов.
Две главные иконы наместного ряда иконостаса – образ Христа-Спасителя и икона Богоматери с Младенцем. Между ними были размещены главные двери иконостаса – “царские врата”. Такое каноническое размещение икон было отражено в формировании экспозиции.
Черты, которые отличали в XVII в. особенности деисусных (апостольских) чинов иконостасов белорусских церквей, выразительно прослеживаются в сохранившихся фрагментах этих ярусов – ростовых иконах апостолов.
Иконы праздничного яруса, который чаще всего в XVII в. помещался в белорусских церквях между местным и апостольским рядами иконостаса, представлены редкими сохранившимися иконами, посвященными главным христианским праздникам. Эти небольшие иконы происходят из храмов Бреста, Слуцка, Могилёва. Уникальным примером сохранившихся икон праздничного ряда белорусского иконостаса является комплекс праздничных икон, состоящий из 24 произведений, происходящих из церкви Рождества Богоматери в местечке Шерешево, на северо-западе Брестского региона. Этот ансамбль демонстрируется на выставке в той последовательности размещения праздничных икон, которая, предположительно, была в изначальной структуре шерешевского иконостаса, до его переделок в XVIIІ и ХІХ вв.
Изучение архивных документов и стилистический анализ дали возможность предложить новую датировку шерешевского иконастаса последней четвертью XVII – первой четвертью XVIIІ в. Благодаря проведенным реставрационным работам и научным исследованиям изменены и ранее принятые датировки ряда других икон. Сотрудничество четырех музеев в создании выставки позволило собрать и показать вместе произведения, которые некогда находились в одной церкви, были созданы одним и тем же мастером, но в последующие столетия были перемещены в разные храмы.
Экспозиция выставки состоит из четырех разделов. Первый, вводный, раздел выставки знакомит с генезисом и эволюцией стиля белорусской иконописи XVII в., с типологическим разнообразием белорусских икон: местные иконы (поклонные и храмовые иконы святых и праздников), канонические иконописные изображения на царских вратах, иконы праздничных рядов иконостасов, иконы пределлы (цокольного яруса иконостаса) – редкий сюжет «Усекновение головы Иоанна Крестителя». Чтобы продемонстрировать те значительные стилевые изменения, которые произошли в белорусской иконописи в XVII в., в начале экспозиции помещен ряд икон XVI в., происходящих из брестского Полесья и Галиции. Уникальные образцы утраченного наследия иконописи XVII в. Северо-Западной, Северной и Центральной Беларуси представляют собой иконы, поступившие в музейные собрания из Мостовского района Гродненщины, Дисны и Вилейщины. В сравнении с помещенными рядом с ними иконами, происходящими с Западного и Восточного Полесья, из Пинска, Слуцка и Борколабовского православного монастыря на Могилевщине (икона «Рождество Христово»), они свидетельствуют о региональном многообразии в стилистике белорусской иконописи XVII века, наличии среди её памятников как произведений высокого художественного уровня – икона «Великомученица Параскева с житием» 1642 г., так и произведений, тесно связанных с традициями предшествующего столетия, – иконы Спаса и Богоматери Одигитрии из Житковичей (1640).
Следующий раздел выставки (второй зал) знакомит с наследием наиболее значительных белорусских художественных центров XVII в. – Могилева и Слуцка, с памятниками, которые происходят из православных церквей Слуцкого княжества и соседних, связанных со Слуцком территорий, из православных полесских храмов. Художественное наследие Слуцка характеризует отличительный иконографический типаж, высокое мастерство исполнения икон. Самые ранние иконы (начало – первая треть XVII в.), которые уже в полной мере демонстрируют черты нового ренессансного стиля белорусской иконописи, были созданы именно в Слуцке: икона «Вознесение Господне» начала XVII в., иконы Спаса и Богоматери Одигитрии (первоначально находились в одном из слуцких храмов), икона великомученицы Параскевы (в постоянной экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь). Ранние произведения иконописи Могилева не сохранились. Могилевские иконы середины – конца XVII в. выразительно демонстрируют самобытные черты стиля могилевских иконописцев, их высокое живописное мастерство. Близки могилевской иконописи и находящиеся в этом же зале иконы мстиславско-кричевского региона – самой восточной части Беларуси.
В третьем зале представлены иконы Бреста и соседней с брестским регионом Столинщины – Погорынья и Давид-Городка. Тут экспонируются произведения так называемого «малоритского мастера». В действительности его следует называть «брестским мастером», одним из ведущих, талантливых и продуктивных иконописцев Бреста середины XVII ст. Он создал большое число икон для церквей Бреста, для православных брестских монастырей Рождества Богоматери и Симеона Столпника, для многих храмов брестского Полесья и Волыни. На выставке произведения этого мастера и близких ему других брестских иконописцев образуют целостный ансамбль, обладающий стилевым единством, отличительной живописной манерой, характерным рисунком резных фонов. Брестский мастер исполнил в 1649 г. уникальный памятник – икону «Покров», имеющую характер мемориала, прославляющего святого мученика белорусской православной церкви Афанасия Брестского. В этом же зале представлены произведения еще одного талантливого, неизвестного по имени мастера, создававшего иконы для церквей Столинщины и украинского Погорынья. Условно названый исследователями «рухчанским» или «столинским мастером», он так же, как и «брестский (малоритский) мастер», работал в 1640-е гг.
Заключительный раздел выставки посвящен произведениям последней трети XVII в., возрождению и высокому подъему белорусского иконописания, прерванному страшными событиями середины столетия – казацкими войнами, московским и шведским нашествием. Разные направления и разный уровень художественного мастерства демонстрируют представленные в этом разделе комплексы икон. Мастера шерешевского иконостаса тщательно сохраняют традицию, сложившуюся во второй четверти XVII в. в иконописи Речи Посполитой, белорусских и украинских земель. Представленные на выставке два ряда шерешевского иконостаса имеют общую стилистику с выполненными этими же мастерами алтарной иконой трех Святителей и иконой «Рождество Христово» из Пружан. Новый качественный уровень иконописного искусства в наследии Пинска представлен произведениями, выполненными мастером Георгиусом. Созданные им иконы Спаса и Богоматери Одигитрии отмечены качествами, свойственными портретной живописи, высоким живописным мастерством. Изображения Христа и Богоматери с младенцем предстоят на этих парных иконах “живыми, одухотворенными, милосердными и таинственными”.
В противовес этому направлению, где превалировало “портретное” начало, – комплекс икон, который реконструирует на выставке структуру иконостаса типичной западнополесской церкви конца XVII – начала XVIIІ в., характеризует особенности иконописания давид-городокского и столинского региона. Манера исполнения этих икон отличается упрощенностью, графичной линеарностью при одновременной лапидарной мощи выразительного образа.
Завершают экспозицию пять икон из иконостаса Успенской церкви жировицкого Свято-Успенского монастыря. Эти произведения были выполнены в последней четверти XVII в. неизвестным виленским или гданьским мастером. В его творчестве преобразованная иконописная традиция восточнохристианской церкви соединена с традициями католической алтарной живописи, с усвоением опыта вроцлавских художников, которые работали в Гданьске и его окрестностях в первой половине XVII в.
Иконы жировицкого иконостаса, исключительно важные для истории белорусского искусства, поступили в собрание музея по благословению экзарха Белорусской Православной Церкви, митрополита Минского и Слуцкого Филарета (1935–2021). Его светлой памяти посвящена данная экспозиция.
Выставка подготовлена отделом древнебелорусского искусства музея, кураторы – Елена Карпенко и Любовь Сысоева.
Идея, научная и художественная концепции выставки – Юрий Пискун.
Работа выставки продлится
до 24 июля 2022 года