Выставка

«Всегда готов, храбрствуя…». Художник и образ. Прориси и иконы XVIII–XIX вв.

«Всегда готов, храбрствуя…». Художник и образ. Прориси и иконы XVIII–XIX вв.

Национальный художественный музей Республики Беларусь Главный корпус

В Национальном художественном музее Республики Беларусь открывается выставка «Всегда готов, храбрствуя…». Художник и образ. Прориси и иконы XVIII–XIX вв., которая представляет произведения из коллекции Ветковского музея старообрядчества и народных традиций имени Ф.Г. Шклярова.

Название выставке дали строки из молитвы Ангелу Грозному, написанной на обгорелом листке XVII в. с прорисью архангела Михаила-воеводы.

Ветковский музей обладает уникальной коллекцией прорисей – контурных рисунков, скопированных с оригинальных икон. Их возраст охватывает историю крупного старообрядческого центра, известного как Ветка – Стародубье: от XVII по XX в. Сами же образцы могли быть и старше. Прориси делались в один-три цвета: чёрным прорисовывались контуры, красным и охряным  пробела, охрение, движки. Затем рисунки переводились на левкас иконной доски и процарапывались иглой-графьей. Собрание рисунков в виде книги составляло иконописный «подлинник». Древнюю традицию сохраняли старообрядцы. С XIX в. рисунки стали собирать коллекционеры (например, «Строгановский лицевой подлинник графа Строганова», 1869). Местный подлинник передавался по наследству иконописцами и никогда не публиковался. Он, а также уникальная рукопись «Гомельский толковый иконописный подлинник» представлены на выставке рядом с оригинальными материалами иконописания. Иконы воплощают образы святых мужей.

Две традиции старообрядческой иконописи – ветковская поповская и поморская беспоповская – представляют различие в отношении к чтимому образцу и в способах его воплощения. Парадокс: самый знаменитый поморский художник Гавриил Ефимович Фролов (1854–1930) происходит из слободы Митьковка Черниговской губернии, из самого старообрядческого «космоса» Ветки – Стародубья. Недаром иконы мастера есть в собрании Ветковского музея. История династии семьи Фроловых стала поводом для экспедиции музейных сотрудников в Эстонию.

В 43-й главе «Стоглава» (1551) предлагалось «писать образ по образу и по подобию по существу, смотря на образ древних живописцов, и знаменовати с добрых образцов». Прориси содержали неизменный канонизированный иконографический образ. Однако сравнение прорисей и икон ветковского и поморского письма представляет творческий процесс изнутри: живописные композиции по-разному и существенно развивают канонические образцы.

Ветка, достигнув расцвета в XVIII в., славилась мастерами-иконописцами далеко за своими пределами. Она вдохновила появление в будущем иных локальных иконописных школ «по всему старообрядческому миру», куда мигрировали местные мастера и перевозили готовые произведения сакрального искусства.

Прорись как часть технологического процесса рождения иконы, безусловно, символична сама по себе. Она дает возможность мастеру творить изнутри той мощной многовековой традиции, которая только и способна удержать и представить образ невидимого духовного мира, но при этом столь же реального, как и физический. Прорись представляла собой воздушный абрис, очертания, которые облекались иконописцем в плоть красочного слоя  и осуществлялось Богоявление!

другие выставки
Россия-Беларусь. Пересечение судеб
Россия-Беларусь. Пересечение судеб

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Выставка «Летопись Музея белорусского народного искусства. 45 лет»
Выставка «Летопись Музея белорусского народного искусства. 45 лет»

Музей белорусского народного искусства

Кудрэвічы. Адданыя мастацтву
Кудрэвічы. Адданыя мастацтву

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Выставка "Мгновения жизни"
Выставка "Мгновения жизни"

Музей Дом Ваньковичей

  • 220030, Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник, вторник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • Касса и Музейный магазин

  • понедельник, вторник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 18:30

  • четверг

    с 13:00 до 20:30