«Знаки творческой воли» в Художественном – финальный и, пожалуй, самый важный аккорд мастера в выставочной сюите, звучащей на протяжении всего года. Зрители уже смогли познакомиться с некоторыми гранями творчества Зои Литвиновой – ее акварели и рисунки экспонировались на нескольких арт-площадках Минска.
В четырех залах Национального художественного музея будет представлено более ста живописных, графических и акварельных произведений из коллекции музея и собрания художницы, выполненных ею преимущественно за последние сорок лет. Экспозицию составят как известные хрестоматийные полотна мастера, так и никогда ранее не демонстрировавшиеся широкой публике произведения.
Художница пришла в искусство в период расцвета «сурового стиля». Она проделала довольно долгий, но невероятно интересный и насыщенный путь к той «Литвиновой», которую сегодня знают и любят не только в Беларуси, но далеко за ее пределами. Поначалу она аккумулировала в собственном творчестве многие тенденции советского искусства 60-х–70-х годов. При этом ей удавалось быть словно вне направлений официальных запросов. Неслучайно в конце 80-х Литвинова вошла в состав знаменитого творческого объединения «Немига'17». Истоки же особенностей творческого метода Зои Литвиновой во многом можно связать с полученным ею академическим образованием, а также с освоением и переосмыслением художественных практик Европы и России первой половины и середины ХХ века.
Главное в ее произведениях – это поиск себя, поиск цвета и пластики, композиции и пространства. И живопись, и рисунок для мастера абсолютно неразделимы, поскольку представляют собой единый процесс формирования художественного образа. При этом, изобретая собственный мир форм, символов и знаков, Литвинова никогда до конца не порывала с натурой. Она не раз подчеркивала, что в ее работах нет литературного сюжета, каждый должен разгадать тайну самостоятельно, лично для себя.
Неотъемлемым элементом живописи Зои Литвиновой стало золото. Художников, применявших в творчестве данный материал, в истории искусств можно найти немало. В этом смысле Литвинова не является первооткрывательницей. Но то, как она это делает и какое значение придает золоту в собственных произведениях, – заслуживает внимания. Мастерски включенное в живописную канву холста золото придает авторским образам удивительное, особое звучание. Ведь по словам самой Зои Литвиновой, главное в искусстве – выражение идеи и духовности.
С одной стороны, проект «Знаки творческой воли» вполне уместно назвать своеобразным подведением итогов художественной деятельности Зои Литвиновой. В нем она демонстрирует максимальную видовую, жанровую и тематическую полифонию – «срез» всего того, что было ею найдено, открыто и создано за много лет работы в области станкового искусства. Но в то же время Зоя Литвинова – художница, которая и сегодня продолжает плодотворно трудиться и утверждать собственные знаки творческой воли в искусстве. Поэтому о каком-либо финале деятельности этого человека редкой силы духа говорить рано. Зою Литвинову всегда отличала и продолжает выделять высокая внутренняя культура – и в творчестве, и в человеческих отношениях. Ее искусство несет на себе печать сильной творческой воли, а лучшие произведения продолжают становиться настоящей актуальной классикой белорусской культуры.