Филиал «Музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века»

В 2000 году к 200-летию со дня рождения художника Валентия Ваньковича на бывшей Волосской улице Верхнего города в Минске был открыт филиал Национального художественного музея Республики Беларусь «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины ХIХ века».
Музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века»
Музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века»

Территория современного комплекса начала заселяться еще в конце ХVI в., а во второй половине XVII в. здесь был построен каменный дом, подвалы которого в настоящее время находятся под северной частью усадебного дома. Для реставрации архитектурно-планировочное решение выполнено в 1979–1980 годах Специализированным научно-реставрационным объединением «Белреставрация» Министерства культуры Республики Беларусь (авторы И.Н. Дорохова и А.Я. Кондратов), сама реставрация осуществлялась в 1980–1997 годах Специальными научно-реставрационными производственными мастерскими Министерства культуры Республики Беларусь. Авторы проекта преследовали определенную цель – сделать эту усадьбу, как и в XIX веке, центром музыкальной и культурной жизни, восстановив флигель управляющего, где предполагалось проводить литературно-художественные выставки и вечера камерной музыки, а также отгородить музей от прилегающих улиц забором с въездными воротами (брамой).

Флигель управляющего, от которого к моменту работы над проектом оставался только старый фундамент, восстановлен в 2008 году, в нем находится офис туристической фирмы, тогда же воссоздана брама с забором, проведено благоустройство. В 2010 году во дворе усадьбы установлена скульптурная композиция «Утро художника» работы скульптора В.И. Слободчикова – исполненная в бронзе фигура Валентия Ваньковича, с палитрой и кистью вышедшего навстречу друзьям. 

В 2016 году завершилась реставрация хозяйственного корпуса, в котором прежде находились конюшни и каретная (ныне ресторан «Грай»). Таким образом архитектурный облик старинной городской шляхетской усадьбы восстановлен полностью.

План экспозиции задуман и осуществлен сотрудниками Национального художественного музея во главе с И.Н. Паньшиной, в те годы заместителем директора по научной работе. Предполагалось восстановить некоторые интерьеры, разместить усадебные портреты отдельной галереей и создать мемориальные залы, посвященные жизни и творчеству художника Валентия Ваньковича (12.05.1800 – 12.05.1842).

В экспозиции музея
В экспозиции музея

В мемориальных залах музея экспонируются ксерокопии архивных документов о В. Ваньковиче и его роде, фотографии и цветные репродукции портретов его кисти, подаренные филиалу нынешними их владельцами: Национальным музеем в Варшаве (через Польский Институт в Минске), Литовским художественным музеем и Министерством иностранных дел Беларуси (снимки сделаны в Париже), а также живописные копии (например, «Автопортрет» Ваньковича, ок. 1840 г., польского художника Ришарда Примке). Кроме этого экспонируются подлинные живописные произведения других художников первой половины XIX века, современников Ваньковича: портреты «Александра Монюшко» (1816) Яна Рустема, «Марии Мицкевич» (1856) Тадеуша Горецкого, «Зинаиды Дивовой» (1841) Ксаверия Каневского; натюрморты 1830-х гг. Ивана Хруцкого, картины «Вербное воскресенье» (1847) Канутия Русецкого, «Павел I освобождает Тадеуша Костюшко» (1820-е) Яна Дамеля и предметы декоративно-прикладного искусства (книжный шкаф, люстра и мраморные часы ХVIII – начала ХIХ в.). В дополнении к экскурсионному ряду в 1990 г. А.М. Кашкуревичем созданы две гравюры – «Окрестности Вильно. Снипишки» (с хромолитографии И.Ф. Хруцкого) и «Париж. Опера» (с офорта Эрнста Лефевра).

В экспозиции музея
В экспозиции музея
В экспозиции музея
В экспозиции музея
В экспозиции музея
В экспозиции музея

Следующая тематическая экскурсия проводится по интерьерам музея. Восстановлена первоначальная коридорно-анфиладная система здания и интерьеры некоторых помещений. Основываясь на изобразительном и литературном материале, удалось воссоздать обстановку кабинета и парадной гостиной, «чайной» комнаты. Самая большая комната в усадьбе служила парадной гостиной. Ваньковичи и многие их друзья коллекционировали произведения декоративно-прикладного искусства, живопись европейских и местных художников. Гарнитур орехового дерева 1830-х гг. – уютный уголок гостиной. Зеркало позволяет расширить пространство зала. Все предметы в гостиной – произведения искусства: наборного дерева комод и овальный столик, лампа ХIХ в., мраморные скульптуры: «Данте Алигьери» работы итальянского мастера начала ХIХ века и «Поцелуй Амура», свободная реплика французского ваятеля середины ХIХ в. со знаменитого творения Антонио Кановы. Эта скульптурная группа имеет непосредственное отношение к убранству дома Ваньковичей, так как она была обнаружена (1950-е годы XX века) в земле на территории усадьбы. В остальных комнатах господского дома, и мемориальных и тех, в которых демонстрируются усадебные портреты, также присутствуют предметы убранства: подлинные люстры, канделябры, произведения из фарфора, мебель XVIII – первой половины XIX века.

В экспозиции музея
В экспозиции музея
В экспозиции музея
В экспозиции музея
В экспозиции музея
В экспозиции музея

В трех залах жилой части господского дома разместилась портретная галерея, включающая 20 усадебных портретов, предназначенных исключительно для родных, для своих потомков. Представители разных слоев шляхты – от магнатов до мелкопоместной, их жены и дети навсегда застыли на этих полотнах. Портреты логично встроены в концепцию музея и существенно дополняют представление о костюме, прическах, быте конца ХVIII – первой половины ХIХ в.

Валентий Вильгельм Ванькович
Валентий Вильгельм Ванькович

Валентий Вильгельм Ванькович – один из немногих белорусских художников ХIХ в., не только оставивший след в культуре своего Отечества, но и получивший известность далеко за его пределами. Он родился 12 мая 1800 г. в имении Калюжицы Игуменского уезда Минской губернии в семье потомственного уездного судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики Горецкой, сестры опального после 1830 г. поэта Антона Горецкого. Ваньковичи связаны родственными узами со многими шляхетскими родами Беларуси – Ордами, Корсаками, Малевскими, Мицкевичами, Монюшками, Товяньскими.

Как и многие местные молодые дворяне начала XIX в. Ванькович учился в Полоцком иезуитском коллегиуме (1811–1818) (с 1813 – факультет свободных наук Полоцкой Академии), затем на отделении литературы и изящных искусств (1818–1824) Виленского университета. Ванькович копирует картины старых мастеров, пишет портреты близких и друзей по университету, впоследствии известных поэтов и общественных деятелей – Т. Зана, Э. Ромера, А. Э. Одинца, Ю. Корсака, А. Мицкевича, Г. Кислинга, Ф. Малевского, А. Товяньского. За выдающиеся успехи решением Совета Виленского университета на средства университета он направлен в Императорскую Академию художеств в Петербурге. С 3 февраля 1825 г. Валентий – студент Академии художеств. За рисунки с натуры получает сначала вторую, а затем и первую серебряные медали, за конкурсную программу «Подвиг киевлянина в 988 году» (1827) получает 2-ю золотую медаль и право на трехгодичное пенсионерство за границей. Поездка не осуществилась, университет не смог ее профинансировать. 1828 год приносит Ваньковичу известность – на выставке в Академии художеств он показывает портрет Адама Мицкевича («Мицкевич на скале Аю-Даг»), который стал впоследствии хрестоматийным, намного пережив своего создателя.

В Петербурге Ванькович близок со многими русскими и польскими деятелями культуры. Пишет портреты пианистки М. Шимановской, поэтов А. Пушкина, П. Вяземского, В. Жуковского.

В феврале 1829 г. Ванькович возвращается на родину в Минск. У него две мастерские – в Малой Слепянке и в Минске, где он работает вместе с другом Чеславом Монюшко. Пишет портреты отца, сестры Станиславы Горновской, Доминика Монюшко, жены Анели с детьми, дяди Антона Горецкого, слонимского предводителя дворянства Войцеха Пусловского и членов его семьи. За портреты, «писаные с натуры», Академия художеств 21 сентября 1832 г. удостоила его звания «назначенного», предложив на звание «действительного академика» написать многофигурную композицию с фигурами в полный рост.

Сложная политическая обстановка после 1830 г. и желание увидеть современное состояние европейского искусства побуждают Ваньковича в июле 1839 г. покинуть Минск. Он работает и выставляется в Берлине, Дрездене, Мюнхене, а 15 сентября 1841 г. приезжает в Париж и останавливается в семье Мицкевичей. Он болен, но, несмотря на болезнь, продолжает работать. Пишет полотно «Апофеоз Наполеона», иконы «Евангелист Иоанн» и «Св. Клара». Болезнь прогрессирует, и 12 мая 1842 г., продиктовав другу Адаму Мицкевичу завещание, он умирает «после полудня», в расцвете творчества. Художник успел написать множество произведений, из которых сохранилась лишь небольшая часть в музеях и частных собраниях Англии, Франции, Италии, Польши, Литвы, России – и ни одного на родине. Похоронен Ванькович 14 мая 1842 г. в Париже на монмартрском кладбище Сен-Дени.

Дворянские усадьбы, как и магнатские резиденции, сыграли большую роль в развитии белорусской культуры ХVIII – первой половины XIX в. При слабом развитии городов, усадьбы с их многотысячными библиотеками, огромными архивами, любительскими театрами, оркестрами, семейными галереями, с коллекциями художественных произведений европейских и местных мастеров выполняли функции культурно-просветительских центров. Таких центров на территории Беларуси было немало.

За текущими выставками и мероприятиями филиала следите в новостях на нашем сайте!

События
«Рождество у Ваньковичей» с мастер-классом по изготовлению новогодних игрушек и 3D-открыток
«Рождество у Ваньковичей» с мастер-классом по изготовлению новогодних игрушек и 3D-открыток

Музей Дом Ваньковичей

Выборы Президента Республики Беларусь
Выборы Президента Республики Беларусь

Национальный художественный музей Республики Беларусь

График работы Художественного музея 10 декабря 2024 года
График работы Художественного музея 10 декабря 2024 года

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Презентация фильма «Культурный код Марии Тенишевой»
Презентация фильма «Культурный код Марии Тенишевой»

Национальный художественный музей Республики Беларусь

частые вопросы

Где я могу припарковать автомобиль?

Ближайшие парковочные места находятся вдоль ул. Карла Маркса (парковка платная).

Можно ли находиться в музее в верхней одежде?

Правила посещения музея не предусматривают посещение экспозиции в верхней одежде. Ее необходимо оставить в гардеробе.

С какими вещами находиться в музейных залах нельзя?

Все габаритные сумки, рюкзаки и пакеты размером более 30х40х20 см, а также зонты необходимо сдать в гардероб или оставить в камере хранения. Бутылки с водой проносить на экспозицию нельзя, пить воду можно в вестибюле или музейном кафе на первом этаже.

Можно ли посещать экспозицию музея с детской коляской?

Да, мы рады посетителям возрастной категории 0+. 

Есть ли скидки на приобретение входного билета для пенсионеров?

Льготы для людей пенсионного возраста (скидка 50% на взрослые входные билеты) предусмотрены в первый понедельник каждого месяца.

Какие условия созданы для посещения людьми с ограниченными возможностями?

Для беспрепятственного изучения экспозиции верхних этажей в музее есть специальный подъемник. Если он необходим для Вашего визита в музей, пожалуйста, свяжитесь с администратором экскурсионного бюро: +375 17 397 01 63,  +375 25 667 78 19.

В экспозиции нового корпуса находятся специальные картины и скульптуры для тактильного изучения, оснащенные звуковой записью с подробным описанием произведений.

Существует ли в музее день бесплатного посещения?

Первый понедельник месяца – день льготного посещения (скидка 50% на входные билеты).

Есть ли в музее аудиогид?

Услуга аудиогида оплачивается при посещении в сувенирном киоске музея. Аудиогиды по постоянной экспозиции музея доступны на белорусском, русском, английском и китайском языках.

Как мне попасть на экскурсию?

В экскурсионном бюро производится запись организованных групп от пяти человек и индивидуальных экскурсий (групп до пяти человек).

Записываться необходимо как минимум за неделю до предполагаемого визита телефонам: +375 (17) 397 01 63, +375 25 667 78 19. В рамках акций и специальных мероприятий музей нередко устраивает сборные экскурсии по входному билету в музей.

  • 220030, Минск
    ул. Ленина, 20

  • понедельник, вторник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 19:00

  • четверг

    с 13:00 до 21:00

  • Касса и Музейный магазин

  • понедельник, вторник, среда, пятница - воскресенье

    с 11:00 до 18:30

  • четверг

    с 13:00 до 20:30

  • 223054, Минская область, Минский район, Острошицко-Городокский с/с, д. Околица
    ул. Ивановская, 17Б

  • среда - воскресенье

    с 10:00 до 17:00

  • Касса

    с 10:00 до 16:30

  • понедельник - вторник

    выходные дни