Современность и история

В центре Минска, на улице Ленина, 20, находится Национальный художественный музей Республики Беларусь (Государственная картинная галерея БССР с 1939 по 1957 год, Государственный художественный музей БССР с 1957 по 1993 год) – крупнейшее в стране собрание белорусского и зарубежного искусства. Экспозиция, филиалы и хранилища содержат более тридцати тысяч произведений, которые образуют почти тридцать разноплановых коллекций и составляют два главных музейных собрания: собрание национального искусства и собрание памятников искусства стран и народов мира.

1939

Основание

Официальная история музея начинается с 24 января 1939 года – в соответствии с Постановлением правительства Совета Народных Комиссаров БССР в Минске была создана Государственная картинная галерея Белорусской Советской Социалистической Республики (ГКГ БССР). Она расположилась в пятнадцати залах здания Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы – бывшего дореволюционного здания Минской женской гимназии по ул. К. Маркса, 29 (в настоящее время на здании установлена мемориальная доска). Кроме отделов живописи, скульптуры и графики, в Галерее специальным постановлением был организован отдел художественной промышленности.

ул. К. Маркса 29, где с 1939 по 1941г. размещалась ГКГ БССР
ул. К. Маркса 29, где с 1939 по 1941г. размещалась ГКГ БССР

Довоенный период работы Галереи под руководством Николая Прокоповича Михалапа (1886–1979), известного белорусского керамиста, был временем интенсивного формирования художественных коллекций. За столь короткое время сотрудники успели многое сделать по сбору экспонатов: были вывезены и взяты на учет из церквей и костелов ценнейшие произведения культового искусства, собраны большие фонды живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.

Николай Прокопьевич Михолап
Николай Прокопьевич Михолап
Директор Государственной картинной галереи БССР (1939–1941)

Благодаря усилиям директора и работе немногочисленных сотрудников накануне войны фонды Галереи насчитывали 2711 произведений, из которых 400 находились в экспозиции пятнадцати залов.

Основу художественного коллекции Галереи составили произведения из отделов изобразительного искусства исторических музеев Минска, Витебска, Могилева и Гомеля. Несколько работ из своих фондов были переданы в дар Третьяковской галереей и Русским музеем, Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственным Эрмитажем. В коллекцию новой галереи вошли также работы известных русских советских художников.

После воссоединения в сентябре 1939 года западнобелорусских земель с БССР в Картинную галерею поступили произведения из национализированных усадеб и замков Западной Беларуси, в том числе часть коллекции дворца князей Радзивиллов в Несвиже. Таким образом коллекция пополнилась богатым собранием слуцких поясов, французских гобеленов XVIII века, портретной живописи XVI–XIХ веков.

1941–1944

В годы оккупации

На начало 1941 г. фонды ГКГ БССР насчитывали 2711 работ, из них 400 находились в экспозиции. Предстояла долгая работа по описанию и изучению каждого памятника, созданию каталога музейной коллекции.

Однако богатому собранию картинной галереи в Минске была предначертана недолгая жизнь. В первые дни войны судьба всего собрания сложилась трагически. За короткое время оно бесследно исчезнет. Коллекцию готовили к эвакуации, но спасти не смогли – не вывезли. В полном объеме и в полной сохранности художественное собрание в Минске была предстало перед завоевателями.

Известно, что накануне широкомасштабных военных действий в Европе нацистское правительство разработало специальную программу по конфискации культурных и художественных ценностей в завоеванных странах. В рамках этой программы создавались различные общества и организации, по заданию которых высокопоставленные специалисты высокого ранга выезжали в разные страны в качестве туристов и исследователей для составления списков наиболее ценных коллекций и предметов, подлежащих конфискации. Учетом ценностей на восточных территориях занималось генеральное посредничество «Восток», оно же выполняло приказы о конфискации.

События, происходившие в Минске в 1941 г. в картинной галерее, свидетельствуют о том, что это собрание интересовало немцев и причислялось к ряду больших и ценных.

Первые немецкие части лишь немного похозяйничали в галерее. Затем в Минске появились две важные особы – Г. Поссе и К. Мюльман. Первый из них – директор Дрезденской галереи и лицо, уполномоченное создать личный музей Гитлера в его родном городе Линце. К. Мюльман – особо уполномоченный по учету культурных и художественны ценностей на восточных территориях. В городе также находились представители общества «Наследие» во главе с Гиммлером. Желающих присвоить минские коллекции было очень много, и между ними возникло соперничество. Лучшие предметы прикладного искусства и полотна, согласно документам, были конфискованы Г. Поссе, ценные коллекции отправлены в рейх и в Кенигсберг. К сентябрю 1941 года собрание художественной галереи было практически утрачено. В это время гауляйтер Вайсрутении (так называлась Белоруссия) В. Кубе жаловался А. Розенбергу, что Минск лишился миллионных ценностей, потому что «ценные полотна, мебель XVIII–XIX веков, вазы, изделия из мрамора, часы и так далее СС отдал на разграбление вермахту». Многое было увезено в неизвестном направлении, что-то осталось в немецких организациях в Минске: учреждениях, офицерских клубах, казино и т. д.

Собрание Государственной картинной галереи прекратило свое существование, и ее утрату можно назвать невосполнимой. Судьба значительной части довоенного собрания ГКГ до сих пор неизвестна. Поиски его отягощены отсутствием инвентаря – каталога довоенных экспонатов музея. В «Описи музейных ценностей, вывезенных гитлеровцами в Германию и страны ее пособников и уничтоженных в результате грабежей» 1944 года, составленной сотрудниками музея на основании актов передач и нескольких каталогов довоенных выставок, значатся 223 произведения русской живописи, 32 – западноевропейской, мебель из «Синей спальни» Александра II в Зимнем дворце, 60 икон XVI–XVIII веков, 89 произведений скульптуры, 48 слуцких поясов, 480 предметов русского фарфора, 800 – западноевропейского, 30 предметов старинного уречского стекла, 200 покрывал ручной работы белорусских ткачих, сотни произведений белорусских мастеров конца XIX – первой трети ХХ века.

После войны была возвращена лишь небольшая часть произведений (около 500 экспонатов), которые находились накануне войны на выставках в РСФСР (например, бюст князя П. А. Румянцева-Задунайского работы Ф. Шубина), или найденных советскими солдатами в конце войны в Кенигсберге и других городах Восточной Пруссии (коллекция портретов из Несвижа) и опустошенном Минске («Шахтер с лампочкой» Н. Касаткина, «Осень» И. Левитана, «Утро весны» В. Кудревича были брошены фашистами в недостроенном здании ЦК КПБ). Что-то нацисты просто не могли вывезти из-за большого веса. Так, уцелевшие три большие деревянные скульптуры Александра Грубе и выполненный из мрамора «Меркурий» Ж. дель Неро – свободная копия с работы датского мастера Торвальдсена.

1944

Восстановление

Второй этап истории музея связан с 33-летней подвижнической деятельностью заслуженного деятеля искусств БССР, директора Галереи с 1944 г. Елены Васильевны Аладовой (1907–1986), сотрудницы довоенной Картинной галереи.

Елена Васильевна Аладова
Елена Васильевна Аладова
Директор Государственной картинной галереи (1944 – 1977)

Она восприняла воссоздание собрания делом своей жизни и отдала все силы для восстановления утраченной коллекции.

Несмотря на то, что довоенное здание Галереи уцелело, после освобождения Минска учреждение разместили в восьми временных помещениях Дома профсоюзов на площади Свободы, 23. Благодаря энергии и увлеченности немногочисленных первых сотрудников, работавших самоотверженно, музей буквально «восстал из пепла». Во-первых, снова помогли музеи России: Государственный музей им. А. С. Пушкина передал несколько картин западноевропейских мастеров, Государственный Русский музей – три пейзажа А. Куинджи, собрание тиражной русской графики из дублетного фонда, пейзаж А. Боголюбова и парадный портрет императрицы Екатерины II из бывшего собрания Смольного института благородных девиц.

Во-вторых, несмотря на послевоенную разруху, правительство республики выделило немалые средства на закупку произведений для Галереи. По совету искусствоведов И. Грабаря и А. Федорова-Давыдова, известных художников А. и П. Кориных, В. Фаворского, П. Кончаловского, Е. В. Аладовой удалось приобрести высококлассные произведения русского искусства из частных собраний певицы Лидии Руслановой (43 работы), балерины Екатерины Гельцер, актера Ивана Москвина, художника-реставратора Ивана Крайтора, многих известных коллекционеров Москвы и Ленинграда. В результате получилось, что коллекция русского искусства (более 5тыс. экспонатов) по полноте и целостности могла конкурировать со многими российскими музеями.

Помимо пополнения коллекции русского искусства, при Е. В. Аладовой и благодаря ее усилиям музей активно приобретал произведения известных белорусских художников – А. Бембеля, З. Азгура, Е. Зайцева, мастеров младшего поколения – М. Данцига, Л. Щемелева, М. Савицкого, И. Басова. В музей из частных коллекций поступили произведения художников XIX – начала XX века – С. Зарянко, Н. Силивановича, А. Горовского, И. Хруцкого, Ф. Рущица, С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули.

В свою очередь сбор движимых памятников древнебелорусского и народного искусства для формирования коллекции белорусского искусства XII–XVIII вв. начался в 1946 г. научными экспедициями. Коллекция музея пополнилась чудом уцелевшими иконами, найденными в бывшем Архиерейском подворье в Минске, где до войны располагался Белорусский государственный музей, в том числе шедеврами белорусской иконописи – «Рождество Богородицы» Петра Евсеевича из Голынца 1649 г., «Параскева» и «Вознесение» XVI века.

пл. Свободы 23, где с 1944 по 1957 г. размещалась ГКГ БССР
пл. Свободы 23, где с 1944 по 1957 г. размещалась ГКГ БССР

В 1945 году была организована научная библиотека по искусству, в которой собраны все каталоги прошлых и настоящих белорусских выставок. Пополнение коллекции было непрерывным и плодотворным. Если в 1946 году количество музейного фонда составляло 317 произведений, то уже в конце 1940-х годов коллекция насчитывала более 1500 музейных предметов. В ноябре 1947 года была открыта постоянная экспозиция, разместившаяся в пяти залах второго этажа Дома профсоюзов. Под хранилища были отведены комнаты на третьем этаже. Площадей, представленных после войны, быстро стало не хватать, Галерея остро нуждалась в расширении пространства.

В городе, который еще лежал в руинах, Е. В. Аладова добилась разрешения на строительство отдельного здания для Галереи.

Проектирование нового здания было поручено молодому архитектору, фронтовику Михаилу Бакланову (1914–1990).

О первоначальной идее архитектора можно судить по сохранившемуся акварельному эскизу 1949 года. Бакланов разработал проект в традициях русского ампира – характерной тенденции «триумфальной» архитектуры конца 1940-х — начала 1950-х годов. Двухэтажный особняк с рядом полукруглых окон и портиком с легкими колоннадами планировалось разместить на возвышении, на углу улиц Ленина и Кирова, фасадом на Ульяновскую. К нему через ступенчатые террасы зеленых газонов вела широкая лестница. Будущий музей, по замыслу архитектора, должен был иметь торжественный праздничный вид.

Однако строительство музея перенесли на небольшой участок по ул. Ленина с уже сформированной застройкой. От идеи «дворца-храма искусств» пришлось отказаться в пользу более строгого и монументального решения с массивным фасадом, украшенным скульптурными рельефами и аллегориями «Живописи» (авторы – братья Марк и Лейба Роберманы) и «Скульптуры» (авторы – Сергей Адашкевич и Павел Белоус). Фронтон венчает скульптура Андрея Бембеля «Слава». За строгим представительным фасадом открывается торжественная колоннада парадного вестибюля.

Строительство здания музея по ул. Ленина, 20. 1955 г.
Строительство здания музея по ул. Ленина, 20. 1955 г.

Новоселья пришлось ждать восемь лет. Строительство Картинной галереи с десятью просторными залами, расположенными на двух этажах, и вместительной галереей было завершено в 1957 году. Здание М. Бакланова стало одним из первых музейных зданий в истории советской архитектуры.

Строительство по ул. Ленина, 20. 1956 г.
Строительство по ул. Ленина, 20. 1956 г.
1957

В новом здании

Постановлением Совета Министров БССР № 423 от 10 июля 1957 г. Государственная картинная галерея БССР была переименована в Государственный художественный музей БССР, а торжественное открытие нового музейного здания состоялось 5 ноября 1957 г. Коллекция музея в те годы достигла уже довоенной численности и насчитывала около трех тысяч произведений русского, советского и белорусского искусства.

Вестибюль музея. 1957 г.
Вестибюль музея. 1957 г.

Наличие полноценного специализированного здания в 1960-е годы открыло перед музеем новые перспективы: увеличилась площадь постоянной экспозиции, появилась возможность принимать высококлассные выставки из союзных государств и стран социалистического лагеря. И эти годы стали взрывными в культурной жизни Минска и Беларуси в целом. В Государственном художественном музее побывали произведения Яна Матейко из музеев Польши, прикладное искусство Китая XVII–XIX веков. из Государственного Эрмитажа, произведения русского искусства XVIII–XX вв. из Третьяковской галереи, произведения искусства Голландии и Фландрии XVII века, произведения французского искусства XVII–XIX вв. из Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

60-е годы в истории музея отмечены не только привозными выставками, но и подарками известных гостей. В Беларусь из Франции приезжает Надежда Ходосевич-Леже, уроженка Витебска, жена известного художника Фернана Леже. Посещение Государственного художественного музея было не только визитом вежливости. Известная белоруска приехала с подарками – уникальными репродукциями картин западноевропейских живописцев, слепками скульптур из Лувра, оригинальной керамикой Пикассо и собственными супрематическими композициями. Последние попали в музей только в 1980-е годы, они долго хранились в доме Елены Аладовой, потому что для Советской Беларуси это было слишком авангардное искусство и директора могли обвинить в попустительстве формализму.

 

В экспозиции музея. 1957 г.
В экспозиции музея. 1957 г.
1970

Расцвет музея

1970-е – начало 1980-х годов – пик выставочной деятельности музея. Коллекция белорусской современной живописи и графики из фондов Государственного художественного музея путешествует по странам социалистического содружества. Минчане, в свою очередь, знакомятся с мировыми шедеврами на выставках западноевропейского искусства из собрания А. Хаммера (1973), из музеев Польши (1974), сокровищами Дрезденской галереи, произведениями М. К. Рериха (1975), американской живописью из музеев США (1976) и Метрополитен-музея (1978), польским портретом XVI–XVIII веков из польских собраний, выставкой автопортретов в русском и советском искусстве, западноевропейской живописью из Национальной галереи в Праге (1979), лионскими тканями из музеев Франции (1981).

С 1977 по 1997 год, после выхода на пенсию Е. В. Аладовой, во главе музея был художник-график, заслуженный деятель искусств Юрий Карачун (1931–1997). Как председатель Белорусского отделения Международной ассоциации музеев ИКОМ он приложил много усилий для охраны памятников белорусского исторического наследия, планомерной реставрации Мирского замка и приобретения им статуса филиала музея.

Юрий Александрович Карачун
Юрий Александрович Карачун
Директор Государственного художественного музея БССР (1977 – 1997)

Он приложил немало усилий для охраны памятников белорусского исторического наследия, планомерного восстановления Мирского замка и приобретения им статуса филиала музея.

В последующие два десятилетия музей был преобразован в крупный музейный комплекс с несколькими филиалами: Мозырской районной картинной галереей в селе Гурины (1978), Музеем народного искусства в Раубичах (1979), музеем В. К. Бялыницкого-Бирули в Могилеве (1982), усадебным домом XIX в. в Лошицком усадебно-парковом комплексе (1986), архитектурном комплексе Гольшанского францисканского монастыря XVI–XVIII вв. (1989), Замковым комплексом «Мир» XVI–XX (1992).

Коллекция музея росла: за двадцать лет (1970–1990) она пополнилась почти десятью тысячами экспонатов. Музейным предметам уже тесно в старом баклановском здании. Выставочные залы первого этажа пришлось приспособить под хранилища, пожертвовав экспозицией современного белорусского искусства. Из-за нехватки выставочных площадей музей вынужден показывать лишь небольшую часть своей коллекции.

Проектирование велось с 1985 г., а в 1993 г. началось строительство нового корпуса музея – пристройки к основному зданию (архитектор В. С. Белянкин). В 1989 г. музею был передан жилой дом по ул. Кирова, 25, в котором разместились 

1990

Крупный научный, культурный и образовательный центр Беларуси

Провозглашение независимости Беларуси после распада СССР в 1991 году изменило статус музея и его культурную политику: с 1993 года учреждению присвоен высокий статус Национального художественного музея Республики Беларусь.

В 1990-х годах музей стал крупным научным и культурно-просветительским центром Беларуси с собственной богатой научной библиотекой и архивом. С 1989 года в музее начали работать реставрационные мастерские с сектором физико-химических исследований.

В экспозиции музея. 1990-е гг.
В экспозиции музея. 1990-е гг.
В экспозиции музея. 1990-е гг.
В экспозиции музея. 1990-е гг.
В экспозиции музея. 1990-е гг.
В экспозиции музея. 1990-е гг.
В экспозиции музея. 1990-е гг.
В экспозиции музея. 1990-е гг.
В экспозиции музея. 1990-е гг.
В экспозиции музея. 1990-е гг.
В экспозиции музея. 1990-е гг.
В экспозиции музея. 1990-е гг.

С 1998 года директором музея становится Владимир Иванович Прокопцов (1953 г. р.) – художник-живописец, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. С его приходом активизировалась работа по всем направлениям музейной деятельности – международные выставочные и издательские проекты, пополнение коллекции, реставрационное дело и т. п. Но самая главная и стратегическая идея директора В. И. Прокопцова, в которую мало кто верил, – создание музейного квартала, целью которого является не только «разгрузить» музей, но и создать современную музейную инфраструктуру с новейшими технологиями, новыми экспозициями и фондохранилищами, сувенирной лавкой и арт-кафе и т. п. путем присоединения к музею и приспособления соседних зданий вокруг главного здания музея.

Владимир Иванович Прокопцов
Владимир Иванович Прокопцов
Директор Национального художественного музея Республики Беларусь с 1998 г.

С его приходом была реализована идея создания музейного квартала с современной инфраструктурой, новыми экспозициями и фондохранилищами.

В 1999 году музей посетил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, который не только поддержал эту идею, но и покровительствует дальнейшему развитию музейного комплекса. С этой целью Глава государства в 1999 и 2010 годах поддержал идею переноса зданий на ул. Ленина, 22 и К. Маркса, 24, где началась активная работа по их реставрации, приспособлению и музеефикации в единый музейный комплекс.

В 2006 году Глава государства в торжественной обстановке открыл новое здание – пристройку музея, что позволило значительно расширить постоянные экспозиции древнебелорусского искусства, искусства Западной Европы, искусство стран Востока и белорусского искусства ХХ–ХХI веков, которые разместились в новом корпусе с новейшими технологиями: климат-контролем, света и т.д., а также перенести из экспозиционного первого этажа главного корпуса фондохранилища в современный депозитарий с климат-контролем и разместить там экспозицию художников – уроженцев Беларуси XIX–XX вв., на втором этаже в 5 залах разместить экспозицию только русского искусства XVIII–XX веков. Сейчас это кажется невероятным, но с 1993 до 2006 года вся музейная экспозиция размещалась в пяти залах!

В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.

В начале XXI века в Минске открыли свои двери для посетителей еще два филиала музея – Мемориальный музей-мастерская З. Азгура (1999) и «Дом Ваньковичей. Культура и искусство Беларуси первой половины XIX века». (2000). Однако основной идеей музейной политики В. И. Прокопцова являлась концентрация физических, научных усилий и государственных средств на музейном комплексе и основных профильных филиалах музея.

По этому поводу пять из восьми филиалов музея в разных регионах страны передали на баланс органов местного самоуправления, они стали самостоятельными учреждениями – в деревнях Гурины Гомельской области, Гольшаны Гродненской области, замковый комплекс в Мире, в Минске – усадьбный дом в Лошице и музей народного художника СССР и БССР Заира Азгура.

На протяжении 23 лет под руководством В. И. Прокопцова и при участии сотрудников музея велась активная реставрация филиала Национального художественного музея Республики Беларусь – Замкового комплекса «Мир» XVI–XX вв. В 2010 году успешно завершилась реставрация и музеефикация этого объекта ЮНЕСКО, который открыл Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. С 2011 года Мирский замок имеет статус самостоятельного учреждения культуры республиканского значения.

На сегодняшний день филиалами остаются только три музея – «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века» в Минске, Музей белорусского народного искусства в Раубичах Минского района, Музей В. К. Бялыницкого-Бирули в г. Могилеве. В 2018 году после 5-летней реставрации могилевский филиал открыл свои залы для посетителей.

В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.
В экспозиции музея. 2000-е гг.

На современном этапе музеем активно и разносторонне осуществляется выставочная деятельность, в том числе и на международном уровне. Учреждение предоставляет отдельные экспонаты или группы экспонатов для выставочных проектов в зарубежные музеи, а также в своих стенах знакомит белорусских посетителей с коллекциями ведущих музеев мира (Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Корея, Китай, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Польша, Франция, Япония). Большой интерес у посетителей вызывают проекты, привезенные в Минск из музеев России.

Среди наиболее значимых зарубежных проектов последнего времени с участием Национального художественного музея Республики Беларусь можно отметить выставки белорусской оригинальной графики, белорусской и русской живописи, живописи Беларуси и русской графики на выставке, посвященной 150-летию Виленской художественной школы (Художественный музей Литвы, 2017), «Шедевры Национального художественного музея Республики Беларусь» (Национальный художественный музей Китая, Пекин, 2017–2018), «Архип Куинджи. Магия света» (Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2018–2019), «Шагал, Малевич, Лисицкий. Русский авангард в Витебске (1918–1922)» (Национальный центр культуры и искусств Ж. Помпиду, Париж, Франция, 2018); (Еврейский музей, Нью-Йорк, США, 2018–2019), «Рерих и Литва» (Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, 2019), «Илья Репин» (Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2019), «Сергей Виноградов» (Музей русского импрессионизма, Москва, 2020), «Мир детства в русском изобразительном искусстве» (Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», 2021), «Юрий Пименов» (Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2021), «Спокой и радость» (Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург, 2021–2022), «Собрание Морозовых. Шедевры живописи» (Фонд Louis Vuitton, Париж, 2021–2022). 

Особый интерес представляют зарубежные выставки древнебелорусского искусства, которые Национальный художественный музей Республики Беларусь показал в крупнейших музеях Европы с 2014 по 2019 год: «Иконопись Беларуси XVII–XVIII веков» из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь (Исторический музей, Будапешт, Венгрия, 2014; Музей им. Я. Дамьянича, Сольнок, Венгрыя, 2014; Фонд коллекции Божо, Кечкемет, Венгрия); «Апостолы и пророки. Белорусские иконы XVII–XVIII вв.» (Музей Эль Греко, Толедо, Испания, 2016–2017); «Иконопись Беларуси XVII–XXI вв.» из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь (Музеи Ватикана, Пинакотека, Ватикан, 2016); «Иконопись Беларуси XVII–XIX вв. из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь» (Национальный музей Лихтенштейна, Вадуц, Лихтенштейн, 2019).

Подобные выставочные проекты проводились музеем и раньше, но носили единичный характер (Испания, 1999–2000; Италия, 2004–2005). Только в последние годы это стало целенаправленной политикой выставочной деятельности музея.

Как и любой живой организм, музей непрерывно растет, пополняя свои фонды. Собрание белорусского и русского искусства, западноевропейского, искусства стран Востока, современного белорусского искусства, нумизматики, репродукций, плаката и др. насчитывает (на 1 мая 2022 года) 33 тыс. 812 произведений, хранящихся в 29 коллекциях.

Музей ведет активную издательскую деятельность – «100 шедевров Национального художественного музея», «500 шедевров Национального художественного музея», подготовлены два тома альбомов «Национальный художественный музей Республики Беларусь». Продолжается издание книг из серии «Знаменитые художники Беларуси» (издано более 40 альбомов), выпускаются каталоги отдельных сборников (например, «Итальянское изобразительное искусство XVI–XX веков»), материалы ежегодной Международной научно-практической конференции «Аладовские чтения».

В 2021 году запущена многотомная серия альбомов-каталогов, представляющих отдельные музейные коллекции. В издательстве «Беларусь» вышел первый том – «Иконопись и алтарная живопись Беларуси XVI – начала XIX века». Работа над вторым томом «Народное искусство Беларуси» близится к завершению.

2021

Новые корпуса

17 декабря 2021 года благодаря вниманию Президента А. Г. Лукашенко после нескольких лет строительно-реставрационных работ музейный комплекс был дополнен еще двумя приспособленными зданиями – Реставрационным корпусом по ул. Кирова, 25 и Выставочным корпусом на ул. К. Маркса, 24. Последний связан с историческим зданием и пристройкой к музею светлой стеклянной галереей.

В Выставочном корпусе на двух этажах – 4 зала общей площадью 846 кв. м с новым современным дизайном (А. Матросова, дизайн-студия «Астула»), новым выставочным оборудованием (40 окон, 230 подиумов, 44 выставочных стенда, 12 банкеток) и возможность в двух залах использовать верхнее освещение. К слову сказать, режиссуру света на выставках обеспечивают 437 светильников нидерландской компании Signity Filipps Lighting. Индивидуальное освещение каждого экспоната решает система управления освещением DALI. Для создания комфортного микроклимата используются 8 итальянских кондиционеров. Выставочный корпус имеет отдельный вход и позволяет посетить 4 выставки, которые меняются ежемесячно.

Открытие выставочного корпуса на ул. К. Маркса, 24. 2021 г.
Открытие выставочного корпуса на ул. К. Маркса, 24. 2021 г.
Открытие выставочного корпуса на ул. К. Маркса, 24. 2021 г.
Открытие выставочного корпуса на ул. К. Маркса, 24. 2021 г.

Здесь же находится изобразительная студия площадью 50 м2 для проведения интерактивных музейных занятий и программ, мастер-классов, лекций и семинаров.

Для депозитария построено 8 специализированных музейных фондохранилищ общей площадью 817 м2. В них размещены хранилища временных поступлений (60 м2), прикладного и народного искусства (120 м2), хранилища русской (74 м2) и белорусской живописи (563 м2), что позволяет значительно улучшить существующие условия хранения музейных предметов.

14 помещений реставрационных мастерских расположены на втором и третьем этажах Реставрационного корпуса и занимают общую площадь 1398 м2. Структурно это 4 мастерские сектора реставрации масляной живописи, 4 мастерские сектора реставрации древнебелорусского искусства, 4 мастерские сектора реставрации декоративно-прикладного искусства, в том числе: мастерские реставрации тканей, изделий из металла, изделий из дерева, фарфора и керамики. В общем пользовании находится мастерская по лакировке предметов и мастерская по реставрации крупноформатных произведений.

Новые реставрационные мастерские на ул. Кирова, 25. 2021 г.
Новые реставрационные мастерские на ул. Кирова, 25. 2021 г.

В новые помещения по ул. Кирова, 25 переехала музейная библиотека. В просторном читальном зале и отдельном книгохранилище с современным оборудованием (передвижные стеллажи, мебель, освещение и климат-контроль) хранится 40 тысяч книг и периодических изданий. Установка автоматизированной информационно-библиотечной системы (1С:Библиотека) позволит создать электронный каталог, который значительно упростит поиск книг и статей по научной тематике.

Наконец-то музей стал доступен для людей с ограниченными возможностями: в Выставочном корпусе есть отечественные могилевские лифты, удобные для пожилых посетителей и тех, кто передвигается на колясках, специально оборудованны санузлы большой площади, пандусы, электрический подъемник.

Кроме того, 25 картин постоянной экспозиции музея описаны методом аудиодискрипции для незрячих посетителей, 15 картин имеют аудио-, видеогид на языке жестов для людей с нарушениями слуха.

На первом этаже Выставочного корпуса находится музейный книжный магазин с большим выбором вкусных сувениров, выполненных со вкусом, и художественной литературы, где всегда звучит спокойная музыка, а через некоторое время можно будет выпить чашечку кофе.

Художественный музей – это не только картины, это и люди, благодаря усилиям которых в разные периоды истории создаются новые экспозиции, организуются выставки, издаются книги и каталоги, пополняются, сохраняются, исследуются, реставрируются и пропагандируются произведения искусства. Сейчас коллектив музея насчитывает 270 сотрудников различных специальностей (на 1 мая 2022 года), среди которых – 62 научных сотрудника. Они достойно продолжают традиции своих старших музейных коллег.

В XXI век Национальный художественный музей Республики Беларусь вступил с перспективой дальнейшего развития и превращения в современный научно-образовательный и методический, реставрационный центр с исследовательским потенциалом и выставочным комплексом.

Впереди – реставрация еще двух корпусов музея – исторического и административного зданий по ул. Ленина, 20 и Ленина, 22, являющихся памятниками историко-культурной ценности середины XX века 2-й и 3-й категорий, обустройство музейного дворика. Эта ответственная задача – завершить перестройку Национального художественного музея Республики Беларусь в крупный музейный комплекс – дело сегодняшнего и будущих поколений музейных работников.

Услуги, стоимость и мероприятия музея в разделе