Выпускник кафедры монументально-декоративного искусства Белорусской государственной академии искусств Василий Зенько работает в стиле т.н. экологического романтизма. Именно такое меткое определение творчеству художника дал в свое время Евгений Шунейко, белорусский искусствовед. Василий Зенько поэтизирует природные феномены, сплетая из линий филигранные рельефные арабески. Его произведения хорошо узнаваемы. Авторская техника основывается на письме акрилом по холсту с применением разнообразных фактур, отмывок, тончайших лессировок, но главное – объемных контуров, что очень подходит для тактильного восприятия незрячими людьми.
В 2017-м году Василий Зенько принял участие в работе Первой инклюзивной творческой лаборатории белорусско-шведского проекта «ИнкАртЛаб», которая проходила в Национальном художественном музее. Художник впервые получил опыт общения с людьми, имеющими особые потребности. Участникам лаборатории было интересно узнать, как воспримут его произведения слабовидящие. Провели эксперимент. Минская незрячая пианистка Мария Рудко руками «считала» картину «Подсолнухи», с обратной стороны которой был установлен микрофон. Соответственно, прикосновение пальцев к холсту создало своеобразную музыку движущихся по картине рук. Эффект был потрясающим. Поскольку девушка потеряла зрение в детстве, то в ее памяти остались некоторые зрительные образы. Для Марии не составило никакого труда понять, что в произведении изображены цветы.
Василия вдохновила эта история. У него родилась идея создать отдельный проект для незрячих и слабовидящих людей. Ведь его авторская техника – объемная, рельефная, контурная, – невероятно подходит для воплощения данной задумки.
Над проектом художник работал больше года. В качестве консультанта он пригласил Марию Рудко. И это закономерно, ведь в работе с людьми, имеющими особые потребности, существует негласное правило: «Ничего для них – без них!».
Прежде всего, Василий задумался над тем, чтобы создать лаконичные образы, которые могли бы достаточно легко «считываться» незрячими. И он обратился к творчеству белорусского поэта Алеся Рязанова – классика белорусского верлибра, одного из основоположников белорусского хайку или «пунктиров». Это лирические миниатюры из 3, 5–6 строчек, в которых заключена одна мысль, зафиксировано ощущение. Именно это и нужно было Василию – создать яркие, будящие воображение образы в картине, чтобы дать толчок для размышлений незрячему.
Художник выбрал семь «пунктиров» Алеся Рязанова (с его разрешения и одобрения) из сборника 2018 года «Такая і гэтакі: талакуе з маланкай дождж» из цикла «Паляванне ў райскай даліне». Василий создал своеобразную живописную импровизацию-парафраз с введением в пространство холста текстов стихов, переведенных Марией Рудко на шрифт Брайля (в виде выступающих мазков-точек в верхнем левом углу). Существуют международные стандарты в письме шрифтом Брайля, которые Василий Зенько соблюдал при создании тактильных картин. Он постоянно обращался за консультацией к Марии, чтобы девушка могла оценить правильность написания «пунктиров» на этой особой азбуке.
Благодаря особой текстуре живописные произведения художника хорошо «считываются» на ощупь. То есть незрячий человек сначала «читает» короткий стих, а потом изучает его живописно-рельефное воплощение. Для зрячих же людей произведения Василия Зенько являют собой гармоничные по цвету картины с приподнятой рельефной поверхностью плавных линий.
Арт-проект «И чувствуя, видеть…» – это серия высокохудожественных композиций, написанных профессионалом. Например, в Лувре, Государственном Русском музее, в Национальном художественном музее Республики Беларусь сделаны копии некоторых картин для того, чтобы можно было тактильно изучать предмет искусства. Здесь же специально для незрячих созданы оригинальные произведения искусства.
Проект направлен на обогащение воображения незрячего человека. Люди, потерявшие зрение в течение жизни, смогут воссоздать некоторые предметы в своей памяти. Те, кто никогда не видел – имеют возможность сформировать для себя новые образы. В любом случае, важно понимать, что перед нами – авторская интерпретация реальности. И зрячие, и незрячие в данном проекте погружаются в творческий мир художника. Это – не про знакомство с тем, как выглядит цветок, бабочка, птица… Это про сложный синтез живописи и поэзии. Это авторское прочтение художником литературных образов. Т.е. арт-проект «И чувствуя, видеть…» снимает границы в доступе незрячих людей к произведениям искусства, а это также важный шаг на пути к созданию безбарьерной среды в Беларуси.
Презентация этого в полном смысле инклюзивного проекта прошла в Национальном художественном музее 28 ноября 2018 года в рамках симпозиума «Инновационные практики в музее. «ИнкАртЛаб» – новая модель инклюзии и понимания интерактивности». Выставка вызвала неподдельный интерес у людей с особыми потребностями, педагогов, музейных работников, художников, средств массовой информации. Это еще раз подтверждает актуальность и социальную значимость подобной инициативы со стороны творческих людей.
Проект уже посетили группы людей с ограничением по зрению, в т.ч. и из УП «Светоприбор» ОО «БелТИЗ». Они предложили дополнить картины описанием – аудиодескрипцией, целью которой является передача незрячему или слабовидящему человеку недоступной ему визуальной информации с помощью особых словесных пояснений. Поэтому уже в апреле 2019 года посетители смогут воспользоваться такими аудиогидами, созданными специалистами из белорусского социально-культурного учреждения «МоцАрт».
В дальнейшем арт-проект «И чувствуя, видеть…» будет расширен. Его экспонирование уже запланировано в выставочных залах общественных организаций, специализированных школах и интернатах для незрячих, а также в некоторых белорусских, российских и польских музеях.