Инвентарь 1820 г. костела Св. Михаила Архангела ордена августинцев в д. Михалишки

Елена Васильевна Аладова (1907–1977) – директор ГХМ БССР с 1944 по 1977 г. – огромное внимание уделяла изучению и сохранению памятников древнебелорусского искусства. В период ее нахождения на должности директора музея были осуществлены многочисленные научно-исследовательские экспедиции по памятникам сакрального зодчества, благодаря которым активно формировались коллекции фондов древнебелорусской живописи (ДБЖ) и скульптуры (ДБС). Для этих целей Аладова привлекала крупных специалистов из Москвы, Ленинграда, а также местных ученых. В результате этой работы были тщательно обследованы церкви и костелы, а также иные памятники исторического и сакрального значения. Например, одной из самых представительных и эффективных оказалась Третья экспедиция 1958 г., хорошо продуманный маршрут которой проходил по многим населенным пунктам Минской, Брестской, Гродненской и Гомельской областей в течение двух недель [3, с. 61–66].

Эти экспедиции охватывали практически всю территорию Беларуси, однако во время их проведения все-таки были упущены из виду некоторые объекты, представляющие немалый научный интерес. Речь идет о костеле Св. Михаила Архангела (Островецкий район Гродненской области), который был построен в 1653–1700 гг. архитектором Дж. Пенсом (ум. 1728). Лепной декор этого замечательного памятника периода барокко был выполнен около 1695– 1700 гг. по проекту (а возможно, и с личным участием) итальянского скульптора Пьетро Джованни Перти и его местного ученика Николая Жилевича (оба известны также как авторы стукковых композиций в соборе Св. Петра и Павла в Вильно, 1676–1681). Об этом памятнике неоднократно писали белорусские, польские и литовские исследователи Н. Высоцкая, Т. Габрусь, Е. Квитницкая, А. Кулагин, А. Леонова, В. Чантурия, М. Каламайская-Саед, М. Карпович, С. Лоренц, А. Милобендский, М. Мореловский, С. Самалавичус, С. Самуолене и др.

Стукковые композиции ансамбля в Михалишках важны при исследовании проблематики стиля барокко Беларуси и его взаимосвязи с достижениями европейского искусства этого времени.

Ценным источником для изучения интерьера храма является инвентарь 1820 г., обнаруженный в Виленском архиве. Он позволяет представить наличие предметов, а также проанализировать и сравнить нынешнее наличие произведений искусства с состоянием этого памятника на начало XIX в.

В связи с этим целесообразным представляется привести этот вышеупомянутый инвентарь и прокомментировать его.

 

Описание и инвентарь костела и монастыря в Михалишках 1820 г.

(LVIA, 694 – 1 –3544, к. 296 r. – 300 r.)

(Автор перевода А.В. Пыко сохраняет стилистику текста XIX в.)

 

Визит целого фундушу резиденции монастыря михалишского диацезии Виленской – губернии виленской – провинции литовской ордена отцов Канонников Регулярных от Покуты за 1820 год, по указу виленского римско-католического консистора отдела управления за № 3522 от 31 июля.

I.                  Костел парафиальный

Принадлежит ордену канонников регулярных от Покуты. Фундован в 1622 г. Лукашем и Яном Бжостовским, первыми фундаторами1. Кансекраваны в 1700 г. Констанцием Казимиром Бжостовским, епископом виленским под титулом Св. Иоанна Крестителя и Св. Михаила Архангела. Костел каменный. Структура этого костела простая, старосветская. Фасадом на рынок, алтарем на большим между востоком летним, а зимним, имеет с фасада с двух боков две башни с железными крестами, в прошлом году поломанные бурей. Башни крытые жестью и частично черепицей.

В костел входят со стороны рынка через кладбище, крухта полукруглая, сделанная под окном хора, покрыта черепицей, с небольшим железным крестом на верху. С фронта крухты, во фрамуге – большая гипсовая статуя Христа Назаретского, а со стороны этой крухты находятся две деревянные статуи – одна Св. Иозефа, а другая – Св. Девы Марии в каменных нишах; в крухте – двое двойных старых дверей на завесах, одни от городка, вторые от резиденции.

Это костел оформлен внутри в разные фигуры – цветы, статуи святых, на пилятсрах 12 апостолов, а также под хором на стенесв. Вавжинец и Стефан. Все эти особы из гипса, штукаторской работы, все держат в руках символы своих мучений2. Весь костел сводчатый, вымощенный посадзкой на известь посаженной. Двери от сакристии массивные дубовые, на завесах, с замком внутренним французским и ключом, в которой две менсы, первая по правой стороне шуфлад больших три, при которых антаб железных шесть, на той менсе, вторая кондыгнация, на которой вытягивающихся шуфлядок, пять, над этими шуфлядками есть шкафчик с дверцами на завесах без замков пять. Там же по левую руку – вторая менса, в которой четыре шуфлядки с антабами железными, меньших в конце два с антабы железной, при каждой по одной, над той менсой две выдвижные шуфлядки, с железными колесиками, над этими шуфлядками в верху шкаф с дверцами на завесах, с внутренним замком и ключом и защепкой, для зацепки вторых, которые ту менсу и шкафчики разукрашены под покост; в сакристии двери железные на кладбище, которые закрываются на засов – двери в этой сакристии малые до фрамуги идущие на амвоне шкафчик с дверцами и замочком внутренним без ключа, на завесах, дальше дверцы на амвоне без замка, на завесах с крючком для закрывания.

В той сакристии окно одно двойное с деревянной рамой, на завесах, с закрывачкой и железной решеткой; потолок в ней сводчатый, посаженный на известняк (вапну) вымощенный; крыша крыта черепицей. Напротив этой сакристии по другую сторону, скарбец, в котором двери массивные дубовые, с замком внутренним и ключем, на завесах, пустой, без столовання, з того ж вторые двери дубовые малые, на завесах, без замка, на кладбище. Окно решетчатое, одно, крыша покрыта черепицей. Как в сакристии, так тоже и в скарбце по одному коминку3.

Двери в каплицу св. Йозефа железные двойные, на завесах, слесарской работы с разными фигурами и цветами, покрашены в зеленый цвет, с замком внутренним без ключа, внутри каплицы алтарь деревянный резной работы, одноярусный,  по обе стороны по три пилястры с капителями, покрашенными под камень, посреди алтаря образ написанный на полотне «Св. Иозеф умирает в объятьях Иисуса и Марии», в рамах резных, целый алтарь частично «позланцаны» частично под «полор» разукрашен, в этом алтаре есть две орла резной работы под полор позолоченные, на постаментах также позолоченных, которые держат на своих хребтах деревянные «гробики» с побеленными крышечками с замочками внутренними без ключа, с печатью в пушце бляшаней, одним шнуром притянута, где были кости разных святых с надписями, но в 1812 г. кости были уничтожены войсками. В этой часовне одно окно с железной решеткой, оправленной в дерево, с двумя форточками, открывающимися, на завесах. Суфит в этой каплице сводчатый, посадка фальшмармурова.

В середине этого костела под самым потолком находятся гербы фундаторов4, выполненные на дереве, под короной5.

Хор. Деревянными черепицами выслано около столба деревянного, к которому крепятся двери столярской работы на завесах, с защепкой и пробоями для закрывания навесным замком, с другой стороны железный засов, напротив этих двери другие на завесах с крюком для защепления и закрывания мехув, тотже хор деревянной работы столярской на двух столбах деревянных сосновых, с двумя карнизами, верхним и нижним, тартицами вымощенный и покрашенный в белые цветы вокруг столбов.

Окон в этом костеле одиннадцать, частично в деревянной, частично в оловянной оправе. В том же костеле два склепа для умерших, один под большим алтарем, с тремя окошками и железными решетками, до которого двери костела без завес, с тремя колками железными, для открывания. Второй под каплицей Св. Иозефа для дому колаторского, с катакомбами и одним окном, с железной решеткой, без двери, заложенный досками.

ІІ. Алтари

Большой алтарь состоит из двух частей, менса с тремя градусами, каменная, целый алтарь с живописной и стуккаторской гипсатурной работой На его менсе – цибориум из гипса, дверцы деревянные, отдельные, на завесах и петлях, с внутренним замком и ключем. Над этими дверцами – келих позолоченный, с патиной, посеребренный, над этим цыбориумом находятся монстранцы, по обе стороны от филарка: один с капителями под карниз верхний, на котором с одной и с другой стороны по одному вазону гипсовому для цветов; в правой части алтаря три небольших иконы: Св. Иоанна Крестителя и Богоматери Скорбящей, на верху – Св. Михаил Архангел, над этими иконами надпись на латыни: «Si nic tacuerivit lapides clamabunt». Над ней изображение Св. Духа в виде голубки; на том же ярусе по бокам четыре витых колонны, между которыми две статуиодна Св. Иоанна Крестителя, а вторая – Св. Иоанна Евангелиста, рядом с этими колоннами с одной и другой стороны есть две разукрашенных фигурки резной работы – одна означающая жертву Св. Девы Марии, вторая – Св. Симеона, при них сбоку от цибориума два ангела резной работы с одной и другой стороны, на карнизах также 2 сидящих ангела, которые держат в руках «Insignia Passionis Christi Domini» (символы Страстей Христовых), там же рядом с ними молящийся Св. Августин, епископ, и Св. Кириак, епископ, иерусалимский мученик. Во втором ярусе между двумя витыми колоннами на постаментах с верхним карнизом, посреди этих колонн находится фигура Распятого Христа в виноградной лозе, и двух ангелов, сидящих по бокам на карнизе, на также карнизе имеется изображение Бога Отца в образе старца, сидящего на облаке, все выполненное из гипсатуры, на самом верху алтаря деревянный цветной крест6.

Второй Алтарь Св. Девы Марии Ружанцовой, выполненный из гипса, имеет один ярус, с двумя ангелами сверху и Св. Игнатием Лойолой. Образ написан на полотне, будто на сосновых досках; на правой руке Богоматерь держит младенца Иисуса7.

Третий Алтарь «Св. Симона Иуды» написан на полотне, одноярусный, с четырьмя ангелами вверху на карнизе и Св. Терезой Авильской8.

Четвертый алтарь «Св. Августина». Иконы здесь нет, но есть гипсовая статуя в полный рост, в правой руке держит пастораль, а в левой – книгу. Вокруг этой скульптуры – округлые образки восьми святых из ордена августинцев (написаны маслом), и два ангела сверху, держащие в руках сердце9.

Пятый алтарь «Непорочного зачатия Св. Девы Марии». Нет иконы, но есть статуя, стоящая на постаменте со сложенными в молитве руками. Вокруг нее – гипсатура с круглыми иконами Фигур из Литании, написанными на стене, с двумя гипсовыми ангелами, которые держат над головой Марии венок10.

Шестой алтарь «Св. Антония Падуанского». Икона написана на полотне. Антоний держит на руках младенца Иисуса. Алтарь одноярусный, сверху над алтарем есть круглый, написанный на стене, образ Св. Розалии с четырьмя ангелочками вокруг.

Седьмой алтарь «Св. Анны». Образ написан на дереве. Под плащом Св. Иоакима сидит Св. Дева Мария, держащая на коленях младенца Иисуса, и Св. Анна, изображенная также сидящей и принимающей из рук Марии Иисуса. На верху алтаря есть образ Св. Франциска Ксаверия, написанный на стене в круглом медальоне11.

Алтарик Братский переносной, процессионный Св. Анны, со Св. Духом, частично марцыпановой работы, позолоченный. На другой стороне алтаря – Св. Мария Ружанцовая, Св. Доминик и Св. Катерина, алтарь резной работы». Не сохранился до наших дней.

Доска-надгробие Яснавельможного воеводы Бжостовского, прибита в каплице Св. Йозефа…[7].

Таким образом, Михалишский ансамбль является одним из немногих сохранившихся до наших дней памятников европейского уровня второй половины XVII в., в котором просматривается взаимосвязь с искусством Италии, проявляющаяся в высоком художественном уровне композиций, использовании разработанной в Италии иконографии Св. Августина. Как в лучших произведениях европейского искусства зрелого барокко в нем органично сочетается произведения стукковой скульптуры с архитектурным обликом, отражающим характерное для зрелого барокко единство композиции всех видов искусства.

_____________________________

 

 

1. История этого памятника эпохи «сарматского барокко» начинается с 1622 г., когда братья Ян (?–?) и Лукаш (?–?) Бжостовские фундовали деревянный костел для ордена канонников регулярных. Первоначально храм был посвящен Св. Иоанну Крестителю и под этим названием просуществовал до 1654 г. Во время войны с московским государством 1655–1661 гг. деревянный храм был разрушен, а на его месте по приказу Яна Владислава Бжостовского (1643–1710) в 1693 г. был возведен архитектором Дж. Пенсом новый каменный костел, посвященный Св. Иоанну Крестителю и Св. Анне. В 1700 г. при епископе виленском Констанции Бжостовском (ум.1722 г.) он был переименован в костел Св. Иоанна Крестителя и Архангела Михаила, который со второй половины XIX в. в документах упоминается как костел Св. Михаила [5].

2. Это следующие святые: Петр (ключи и книга), Андрей (косой крест), Иоанн Евангелист (орел и чаша), Томаш (Фома) (шляпа, посох, книга), Св. Бартоломей (нож и кожа), Симон (пила), Яков Старший (копье), Яков Младший (копье), Матфей (крест), Иуда Тадеуш (угломер), Филипп (палка с шипами), Св. Павел (книга в орнаменте сверху). Горельефы Св. Стефана и Св. Вавжинца расположены под хором костела в овальных картушах, окруженных аканфом [2].

3. Интересно, что составитель инвентаря не упоминает про дюссельпорты в виде акантовых овальных картушей, придерживаемых ангелами, расположенные в пресбитериуме над входами в сакристии. На полях картушей надписи – иерограммы – «IHS» («Isus Homini Salvator» – Иисус спаситель людей) и «MARYA» («Ave Maria» – славься, Мария), созданные в 1999 г. [5].

4. Бжостовских.

5. В 2007 г. этих гербов уже не было.

6. В главном алтаре храма уделено внимание фундаторам этого костела – Яну и Лукашу Бжостовским, патронами которых являются Св. Иоанн Креститель и Св. Лука [в инвентаре идентифицирован ошибочно как Св. Иоанн Евангелист. Иногда ошибочно как Св. Вероника]. Более того, имеется повторение изображения Св. Иоанна Крестителя в панно «Крещение Иисуса в Иордане», а горельефное изображение Св. Иоанна Евангелиста содержится в апостольском ряду (на одной из пилястр).

В верхнем ярусе главного алтаря помимо фигуры Августина видим Св. Кириака, мученика и епископа иерусалимского. По мнению М. Каламайской-Саеед – это Блаженный Михаил Гедройц, один из первых канонизированных представителей польскокого ответвления этого ордена. Но не исключено, что это может быть и Св. Амвросий Медиоланский, знаменитый теолог и епископ города Милан, крестивший Св. Августина по просьбе Моники, занимающий в житии Св. Августина одну из ключевых ролей.

7. Из этого алтаря в 2003 г. была украдена картина «Богоматерь с младенцем Иисусом на руках», которая до сих пор не найдена. На ее месте в 2007 г. была установлена копия, выполненная современным автором.

8. На картине изображен апостол Св. Симон Иуда с книгой.

9. В стукковом оформлении храма находят свое отражение и богословские воззрения Августина. Идея Триединства является одним из ключевых понятий в его теологии и религиозно-философском учении. Поэтому в главном алтаре находятся Символы Новозаветной Троицы (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух в виде голубя).

Что касается изображения Св. Августина в западноевропейском искусстве, то он обычно предстает человеком средних лет, в мантии, надетой поверх монашеской рясы, с короткой бородой (или безбородый), с митрой и посохом, либо с книгой и пером в руках, которые напоминают и о его многочисленных сочинениях.

Именно такой иконографический тип встречается дважды в Михалишском храме. Первый раз – коленопреклоненным, в епископском одеянии и с посохом в руке, а также сердцем и крестом на груди (Рис.1, I–5) в верхнем ярусе главного алтаря. Второй раз фигура Св. Августина дана в этом  боковом алтаре уже в полный рост, с сердцем и крестом на груди, держащим в одной руке книгу, а в другой – вместо пера распятие. Этот горельеф окружен 8 медальонами с изображениями знаменитых августинцев, над которыми даны 4 ангела, окруженные гирляндами из фруктов и «мясистого» аканфа.

Наше предположение основывается на том, что зачастую в итальянских фресковых циклах и скульптуре святые Августин и Амвросий изображаются вместе и с одинаковыми атрибутами – посохом и книгой (например, фрески в базилике Сант Агостино ин Кампо ди Марте в Риме; Арка Св. Августина (1362) в базилике Сант Агостино ин Чель Д’Оро в Павии; фрески в своде Верхней церкви Сан Франческо (XIII в.) в Ассизи и т.д.

Все вышеназванные росписи могли быть хорошо известны итальянскому скульптору П. Перти, который родился в городке Муджио близ Павии (в XVII в. этот город находился в Медиоланском княжестве), а в ВКЛ прибыл из Рима. Поэтому возможно, что он использует популярную на его родине иконографию в решении декора главного алтаря в Михалишках.

10. Помимо изображений 12 апостолов, Августина и Амвросия, в алтаре напротив алтаря святого Августина (Рис.1, IV–27) имеется также изображенная в полный рост женская молящаяся фигура, с ногой, поставленной на змея, символизирующего человеческие грехи (Рис.1, IV–30). Это – Непорочное Зачатие Св. Девы Марии.

11. Эта алтарная картина также была украдена в 2003 г. из костела и заменена современной копией.

 

Словарь терминов

1.     Гжымс (польск. grzyms) – профилированный пояс, карниз

2.     Инфула (лат. infula) – головной убор высшего католического духовенства

3.     Крухта – коридор при входе в костел

4.     Кондыгнацыя (польск. kondygnacja) – ярус алтаря

5.     Литания (лат. litania – молитва, просьба) – молитва, состоящая из повторяющихся коротких молебных воззваний. Литании могут адресоваться к Христу, Деве Марии или святым (Литания Святейшему Сердцу Иисуса, Литания Пресвятой Деве Марии и др.).

6.     Менса (от лат. mensa – «стол») – место в пресбитериуме храма перед главным алтарем

7.     Полор (польск. polor) – лак

8.     Суфит (польск. sufit) – потолок

9.     Скарбец, скарбница – постройка, или помещение в монастыре, где хранится наиболее драгоценное имущество. Часто скарбница объединялась с каплицей

10.                        Цибориум (польск. cyborium) – 1. сень над алтарями, гробами святых, реликвариями; 2.  табернакль; 3. пушка для святых даров [1, с. 51–85].

 Литература:

  1. Высоцкая, Н.Ф. Изучение памятников искусства Беларуси XIV–XVIII вв. / Надежда Высоцкая. – Минск, 1994. – 104 с.
  2. Высоцкая, Н.Ф. Пластыка Беларусi XII–XVIII стст. / Надзея Высоцкая. – Мiнск,1983. – 320 с.
  3. Высоцкая, Н.Ф. Древнее искусство Беларуси – один из приоритетов Аладовой // Елена Аладова. Музей – ее судьба / Надежда Высоцкая. – Минск: Мастацкая літаратура, 2006. С. 61–66.
  4. Encyklopedia Katolicka. Т.1, 8. – Liublin, 2000.
  5. Materialy do dzejów sztuki sakralnej. Koscioly i klasztory rzymskokatolickie dawnego woewodstwa wilenskiego [Red. naukowa M. Kalamajska-Saeed]. – Kraków, 2005. S.129–156.
  6. Ostrowski, J.Hr. Księga Herbowa Rodów Polskich / J.Hr. Ostrowski. – Warszawa, 1897.
  7. LVIA (Литовский государственный исторический архив), 694 – 1 –3544, к. 296 r. – 300 r //Описание и инвентарь костела и монастыря в Михалишках 1820 г.

Пыко А.В.

публикуется по материалам научно-информационного издания "Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь", выпуск 7.  Мн., "Белпринт", 2008, стр. 224–254.

При использовании материалов ссылка на сайт и издание ОБЯЗАТЕЛЬНА

частые вопросы
Где я могу припарковать автомобиль?

Ближайшие парковочные места находятся вдоль ул. Карла Маркса (парковка платная).

Есть ли в музее wi-fi?

Да, на первом этаже главного корпуса можно подключиться к бесплатному wi-fi, точка доступа Artmuseum.by free wi-fi 

Можно ли находиться в музее в верхней одежде?

Правила посещения музея не предусматривают посещение экспозиции в верхней одежде. Ее необходимо оставить в гардеробе.

С какими вещами находиться в музейных залах нельзя?

Все габаритные сумки, рюкзаки, пакеты, зонты необходимо сдать в гардероб или оставить в камере хранения. Бутылки с водой проносить на экспозицию нельзя, пить воду можно в вестибюле или музейном кафе на первом этаже.

Можно ли посещать экспозицию музея с детской коляской?

Да, мы рады посетителям возрастной категории 0+. Обратите внимание на то, что на первом этаже музея расположено только 5 выставочных залов. Для того чтобы посетить другие – необходимо подняться по лестнице.

Новый корпус – это где?

Новый корпус – все то же здание по ул. Ленина, 20. Попасть в экспозиции нового корпуса можно через главный вход в музей. В залах русского искусства есть переход в новые залы, которые были пристроены к основному зданию в 2006 году.

Есть ли в музее лифт?

К сожалению, в музее нет лифта. Главное здание музея было построено в 1957 году, и лифт не был предусмотрен в архитектурном проекте.

Какие условия созданы для посещения людьми с ограниченными возможностями?

Для беспрепятственного изучения экспозиции верхних этажей в музее есть специальный подъемник. Если он необходим для Вашего визита в музей, пожалуйста, свяжитесь с администратором экскурсионного бюро по городскому номеру: 397-01-63 либо 342-87-87.

В экспозиции нового корпуса находятся специальные картины и скульптуры для тактильного изучения, оснащенные звуковой записью с подробным описанием произведений.

Существует ли в музее день бесплатного посещения?

Последняя среда месяца – день льготного посещения. Входной билет в последнюю среду каждого месяца составляет 4 руб. для взрослых, 2 руб. для школьников и студентов дневной формы обучения.

Есть ли скидки на приобретение входного билета для пенсионеров?

К сожалению, льготы для людей пенсионного возраста в музее не предусмотрены.

Есть ли в музее аудиогид?

Услуга аудиогида оплачивается при посещении в сувенирном киоске музея. Аудиогиды по постоянной экспозиции музея доступны на белорусском, русском, английском и китайском языках.

Как мне попасть на экскурсию?

В экскурсионном бюро производится запись организованных групп от пяти человек и индивидуальных экскурсий (групп до пяти человек).

Записываться необходимо как минимум за неделю до предполагаемого визита по городскому телефону: 397-01-63. В рамках акций и специальных мероприятий музей нередко устраивает сборные экскурсии по входному билету в музей.

Подробная афиша всех событий публикуется в разделе «Новости».