Развитие искусства стюкковой скульптуры1 периода зрелого барокко (вторая половина XVII – 30-е гг. ХVIII в.) в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) стало возможным благодаря влиянию высокохудожественных итальянских образцов, созданных в XVI–XVII вв. лучшими мастерами-стюккаторами, представителями римской, венецианской, генуэзской и ломбардийской школ. Достижения этих школ дали богатый материал для творческого поиска многим европейским художникам, работавшим над оформлением интерьеров. На развитие стюкковой пластики ВКЛ во второй половине XVII в. наибольшее влияние оказала ломбардийская школа, впитавшая в себя богатые традиции римской. Именно Ломбардия в Италии XVI–XVII вв. явилась тем местом, где существовали целые династии мастеров-стюккаторов. Отсюда они отправляются на поиски богатых меценатов и достойных заказов во многие страны Европы. В числе стран, где работали ломбардийские мастера, было и ВКЛ.
Важно отметить, что у магнатов ВКЛ ко второй половине XVII в. уже сформировался общеевропейский ценностно-культурный идеал. Отсюда следует, что в данный период в ВКЛ сложились все культурные предпосылки для усвоения сложного искусства барокко, которое зародилось и получило свое развитие в Италии в конце XVI – начале ХVII в. Поэтому итальянские мастера, связанные своим творчеством с ВКЛ, смогли привнести высокое и сложное искусство барокко уже на подготовленную почву.
Одним из мастеров, работавших в это время в ВКЛ и внесших наиболее значительный вклад в развитие стиля барокко, был Пьетро Иоганн Перти (ок. 1650 – 1728). Чтобы исследовать творчество и адекватно оценить его влияние на развитие монументальной пластики данного периода, прежде всего, необходимо структурировать разрозненные и зачастую противоречивые сведения из различных источников о жизни и творчестве скульптора. Именно четкое обобщение его биографических данных позволит нам в дальнейшем выстроить его произведения в правильной хронологической последовательности, что в свою очередь крайне важно для изучения работ мастера.
В связи с тем, что в разных изданиях фамилия скульптора писалась “Perreti” (по версии Ю. Крашевского), продолжительное время ошибочно считалось, что Perreti и Perti – это два разных мастера, работавших в период зрелого барокко на территории ВКЛ. Однако известны документы с личными подписями скульптора. Так, даже свое завещание художник подписывает как Pietr Perti2.
По мнению польского ученого М. Карповича, Пьетро Перти происходил из небольшого местечка Мелиде, расположенного в кантоне Тицино. Эта часть Италии в XVII в. принадлежала Швейцарии. Покинув пределы Италии, мастер уезжает работать в столицу ВКЛ – Вильно. Там, помимо собора св. Петра и Павла, он творил в ряде других храмов – в Кальварии под Вильно, в каплице св. Казимира при Виленской кафедре, а также в костеле тринитариев. М. Карпович утверждал, что сыновья и внуки П. Перти работали стюккаторами и скульпторами в начале XVIII в. в Вильно, Варшаве, Пулавах, Любницах и даже в Вилянове3.
Как отмечает С. Лоренц, во времена зрелого барокко в Вильно основными фундаторами были Сапеги и Пацы. Ими и был приглашен П. Перти в 1677 г. 4.
Согласно версии литовского исследователя С. Самалавичуса, родиной Пьетро Перти является местечко Павия в округе города Комо в Миланском княжестве. Таким образом, предположение о том, что П. Перти родом из самого города Комо, на наш взгляд, неверно.
В Павии скульптору принадлежали несколько фольварков, приносивших доход в размере 2000 талеров в год. После смерти скульптора они были проданы. Его завещание свидетельствует о том, что у него был брат, которому досталось наследство.
Пьетро Перти прибыл в ВКЛ не один, а со своими братьями. Важно отметить, что они тоже были мастерами по оформлению интерьеров. Известно, что Антонио Перти создавал стюкковую лепку во дворце-резиденции Яна III Собесского в Вилянове, под Варшавой. О творчестве остальных его братьев на территории ВКЛ пока ничего не известно.
Отца Пьетро Перти звали Антонио Бартоломео Перти. Он происходил из известного в Европе рода мастеров стюккового декора Перти ди Муджио. Мать художника принадлежала к роду Томазо5.
На наш взгляд, необходимо обратить внимание на фамилию Ди Муджио. В Миланском княжестве, откуда родом скульптор, в XVII в. недалеко от города Комо существовал населенный пункт с названием Муджио. Возможно, фамилия отца мастера может указывать на его происхождение из данного городка.
Следует упомянуть, что представители семьи Перти, как и большинство мастеров выходцев из региона Комо, выполняли меценатские заказы в различных европейских странах. Отец работал в Чехии, а двое братьев в Баварии. Однако их произведения еще предстоит найти и проанализировать.
Относительно прибытия Пьетро Перти в ВКЛ существуют две версии.
Согласно одной из версий, по приглашению Кшиштофа Зигмунда Паца в ВКЛ Пьетро Перти приехал совсем молодым. По всей видимости, после этого родственники рекомендовали этого мастера Михаилу Казимиру Пацу, чтобы тот выполнил декор костела св. Петра и Павла в Вильно. Скульптор работал очень плодотворно. Он также является автором стюкковой лепки в костеле св. Михаила в д. Михалишки 6.
По другой версии, Пьетро Перти вместе с архитектором Яном Пенсом в 1660-е гг. был приглашен литовским магнатом Яном Киприаном Бжостовским в провинциальное местечко Ошмянского повета Михалишки, где и начал свой творческий путь, из чего следует, что костел св. Михаила Архангела в д. Михалишки можно назвать первой работой мастеров-выходцев из региона Комо в ВКЛ 7.
В 1668–1688 гг. П. Перти оформляет интерьер каплицы св. Казимира вильнюсской кафедры. Эта лепнина была выполнена скульптором, уже отошедшим от создания декора в соборе св. Петра и Павла, т.к. в связи со смертью фундатора было прекращено финансирование проекта и работы были временно приостановлены.
В 1686 г. скульптора нанимает Казимир Павел Сапега, который планировал построить на Антоколе новую загородную резиденцию. С этого момента П. Перти фигурирует в документах, как “architectus et serviter Joanis Casimeri Sapeha”. Скульптор трудился не только во дворце Сапеги с 1691 по 1697 гг., но и в строящемся на Антоколе в 1691–1694 гг. дворце Доминико Служко. Здесь мастер, возможно, создавал стюкковый орнамент, лепные рамы для картин и другие элементы декора, которые при перестройках дворцов не сохранились.
В 1700–1705 гг. он декорирует костел тринитариев в Вильно в районе Антоколя, фундатором которого выступил Ян Казимир Сапега8.
Состоятельный мастер проживал в Вильно, где был уважаемым человеком и почетным жителем города. Он довольно продолжительный срок занимал должность старосты районов Антоколя и Шнипшкью. В Вильно ему принадлежал дворик в артиллерийской юрисдике. Умирает скульптор в 1728 г 9.
Завещание П. Перти указывает на то, что он похоронен в семейном склепе костела св. Петра и Павла на Антоколе. В Вильно остались жить его дети и внуки.
Таким образом, П. Перти – итальянский мастер, биографические данные и материалы, касающиеся его пребывания и творчества в ВКЛ, весьма немногочисленны. Так, нам не известно что-либо о его творчестве в Италии и, возможно, других странах Европы. Можно предположить, что должны существовать подобные произведения, т.к. нами выяснен факт, что он прибыл на территорию ВКЛ уже вполне зрелым мастером, имевшим собственную манеру в скульптуре.
Следует сказать о влиянии Дж. Л. Бернини (1598–1680) на творчество П. Перти. Выдающийся итальянский мастер XVII в. в Риме разрабатывает в пластике типичные образы барокко, которым были присущи драматичность, мистицизм и натурализм. У П. Перти внутреннее движение связанно не только с передачей выражения лица, но и с глубинным изучением движения фигуры, согласованно другими фигурами, находящимися между собой в зрительном контакте – именно эту черту манеры Дж. Л. Бернини стремился передать П. Перти в стюкковой пластике интерьера костела. П. Перти свойственна духовная напряженность, которую находим в образах у Дж. Л. Бернини. В декоре присутствуют умеренность, уравновешенность и гармония, весь скульптурный ансамбль представлен в композиционной целостности. Кроме Дж. Л. Бернини, на П. Перти оказывает значительное влияние мастер-комаск П. да Кортона (1596–1669). Главная заслуга П. да Кортоны – реализация в своем творчестве идеи органического синтеза архитектуры, живописи и скульптуры.
Что касается декора в костеле св. Михаила Архангела в д. Михалишки и соборе св. Петра и Павла в Вильнюсе – наиболее знаковых произведений мастера, то здесь очевидны черты стилистического сходства. В обоих храмах четко прослеживаются элементы готики, ренессанса и маньеризма, творчески переработанные П. Перти и органично вписанные в контекст зрелого белорусского барокко.
1 Стюкко (от ит. Stucco – гипс, алебастр) – это высший сорт облицовочной штукатурки, обладающей большой прочностью, приобретающей после полировки цвет мрамора. Основными компонентами стюкко являются тонко просеянный гипс с мраморной пудрой, известняк, квасцы и клей. Он использовался для отделки стен и создания архитектурных деталей, преимущественно в интерьерах и требовал от мастера точной и быстрой работы, т.к. в течение часа затвердевает. С XV в. стюкковая лепка начинает активно использоваться в архитектуре Италии и Франции, а в XVI – XVII вв. достигает своего расцвета в европейском монументально-декоративном искусстве. В XVI – XVIII вв. в Италии известно около 340 семей, где искусство стюкковой пластики передавалось по наследству. Интересно, что лучшие работы большинства этих мастеров были созданы за пределами Италии.
2 Samalavicus.S .I. Vilniaus Sv. Petro iv Paulo baznycia. – Vilnius. – 2000. – S.435.
3 Karpowicz M. Sztuka Polska w XVII wieku. – Warszawa, 1975. – S.245.
4 Lorentz S. Ob architekcie Janie Zaore. – Warszawa. – 1930. – S.281-282.
5 Samalavicus.S .I. Vilniaus Sv. Petro iv Paulo baznycia. – Vilnius. – 2000. – S. 432-433.
6 Там же. – S.438.
7 Brzostowski P. Wiadomosc geneologichna o Domie od weiscia z Polski do Litwy. – Warszawa, 1811. – 207 с.
8 Самуолене С. Работа Пьетро Перти в костеле тринитариев в Вильнюсе.// Проблемы развития зарубежного искусства. Тематический сборник научных трудов института им. Репина. – Вып. ХIV. – С.43 – 61.
9 Samalavicus.S .I. Vilniaus Sv. Petro iv Paulo baznycia. – Vilnius, - 2000. – S.441.
Пыко А.В.
публикуется по материалам научно-информационного издания "Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь", выпуск 5, 2004. Мн., "Белпринт", 2007, стр. 153-157.
При использовании материалов ссылка на сайт и издание ОБЯЗАТЕЛЬНА